Структура систем массового обслуживания. Входной поток заявок. Приборы (каналы) обслуживания. Показатели эффективности СМО, страница 4

– приборы подключаются к обслуживанию в строгом порядке. Это может происходить тогда, когда система состоит из разнотипных приборов с различными преимуществами их использования;

– приборы начинают обслуживать вновь поступившие заявки в порядке освобождения (например, технологические потоки по ремонту техники);

– приборы занимаются в случайном порядке (например, зенитные комплексы при обстреле целей во время мощного воздушного налета).

В системах с ожиданием и ограниченным временем ожидания могут быть особенности в дисциплине обслуживания очереди заявок. Они сводятся к следующим разновидностям:

– заявки к обслуживанию принимаются в порядке очередности их поступления в систему (предприятия бытового обслуживания, магазины и др.);

– в первую очередь к обслуживанию принимаются те заявки, которые имеют больший приоритет. Например, без очереди идут к врачу больные с острой болью и т. д.;

–заявки принимаются к обслуживанию в случайном порядке (например в системе ПВО объекта при отражении воздушного налета противника).

1.6. Время обслуживания заявок

Время обслуживания является важнейшей характеристикой каждого прибора обслуживания системы и определяет ее пропускную способность. Время обслуживания — как правило, случайная величина. Причиной этого служит нестабильность работы приборов обслуживания (особенно с участием человека) и неидентичность поступающих в систему заявок. Например, время, затрачиваемое машиной скорой помощи на выезд по вызову, является величиной случайной. Оно зависит от расстояния от пункта скорой помощи до места несчастного случая и многих других причин.

Поэтому величину времени обслуживания следует считать случайной величиной, полной характеристикой которой является закон распределения. Законы распределения могут быть самого различного вида. Однако, как в теоретических, так и в практических приложениях большое распространение получил показательный закон. При показательном законе распределения значительно упрощаются все результаты, тогда как разработка методов решения задач массового обслуживания с произвольным законом распределения времени обслуживания встречает большие трудности.

Показательный закон распределения времени обслуживания предполагает, что значительная доля заявок будет обслуживаться быстро, что не всегда соответствует практике. Поэтому во многих случаях допущение о показательном законе распределения времени обслуживания кажется сомнительным. Однако, для стационарных условий функционирования систем массового обслуживания с отказами доказана справедливость формул, получаемых для этого закона, и при любых законах времени обслуживания (лишь бы среднее время обслуживания было постоянным). Для систем массового обслуживания, получивших наиболее широкое применение, это подтверждено с помощью метода статистических испытаний.

1.7. Выходной поток заявок

Выходной поток — это поток заявок, покидающих систему. Заявки потока могут быть обслужены приборами системы и не обслужены.

Распределение заявок в выходном потоке во времени зависит от интенсивности входного потока и характеристик работы приборов обслуживания системы. Исследование структуры выходного потока имеет большое значение, так как он может быть входным потоком для другой группы приборов. Это важно при рассмотрении многофазных систем массового обслуживания и систем с последовательно расположенными приборами.

1.8. Основная задача теории массового обслуживания

Основной задачей теории массового обслуживания является определение количественных показателей функционирования систем массового обслуживания и их зависимости от параметров входного потока заявок и структуры собственно системы (ее состава и функциональных связей). Решение этой задачи дает возможность найти в системе слабые звенья, определить их влияние на эффективность обслуживания и найти пути их улучшения или при заданных характеристиках потока заявок и критериев качества обслуживания дать предложения о структуре системы, которая обеспечит выполнение поставленной задачи.