Методическая разработка лекций по госпитальной хирургии. Заболевания вен (варикозное расширение вен нижних конечностей, пороки развития), страница 8

1.2  Краткая информация об анатомии и некоторых физиологических

особенностях артериального русла, основных центробежных

эмбологенных направлениях.

1.3 Данные об этиологии и патогенезе Т и Э, выделение ведущих

звеньев патогенеза постишемического синдрома.

2. Диагностика тромбозов и эмболий.

2.1 Основные методы диагностики на этапах медицинской эвакуации в специализированное отделение.

2.1.1 Жалобы больного и их правильная интерпретация.

2.1.2 Анализ установления времени появления клинической симптоматики, выявление возможного эмбологенного источника.

2.1.3 Пальпация и аускультация всех магистральных сосудов в доступных точках для определения тоники артериальной непроходимости.

2.2 Специализированные инструментальные методы исследования.

2.2.1 Ангиографическое исследование при тромбозах для определения дальнейшей хирургической тактики.

2.2.2 Ультразвуковая доплерография сосудов.

3. Наши исследования о частоте острой артериальной непроходимости и результатов ее лечения в сосудистом центре РБ.

4. Классификация тромбозов, эмболий и степени ишемии конечностей, принятых в клиниках РФ.

4.1 Классификация тромбозов и эмболий по Жмуру В.Л.

4.2 Клиническая классификация степеней ишемии по И.И.Затевахину и ее практическая значимость для хирургии.

5.Хирургическое лечение острой артериальной непроходимости.

5.1 Виды тромб- эмболэктомий.

5.1.1 Прямая

5.1.2 Ретроградная гидравлическая.

5.1.3 Балонная (антерградная, ретроградная).

5.2 Принципы реконструктивных операций при артериальном тромбозе.

5.3 Результаты хирургического лечения Т и Э в нашей республике.

6. Тактика ведения больных до операции по этапам медицинской эвакуации.

7. Выбор метода хирургического лечения, послеоперационное ведение больных, вопросы реабилитации.

8. Диспансеризация больных после оперативного лечения.

В процессе лекции возможен диалог со студентами в плане контроля базовых знаний по анатомии, Физиологии, патфизиологии, фармакологии, пропедевтике внутренних болезней.

Литература:

1.  В.С.Савельев, И.И.затевахин «Острая артериальная непроходимость аорты и магистральных артерий». М-1975

2.  Руководство по хирургии. Т.4

3.  (не более 10-летней давности)


ЗАБОЛЕВАНИЕ ДИАФРАГМЫ. ДИАФРАГМАЛЬНЫЕ ГРЫЖИ.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ.      Диафрагмалъные грыжи являются рас­пространенной патологией грудобрюшной прегради. Данная патология встречается у 15% больных с явлениями дискомфорта желудочно-кишечного тракта. Актуальность темы обуслов­лена еще и тем, что до сих пор больные с данной патологией дли­тельное время безуспешно лечатся консервативно ввиду малой осве­домленности медработников об этом заболевании. Ранняя диагностика и своевременное хирургическое лечение диафрагмальных грыж яв­ляется залогом оздоровления данной категории больных.

2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Научить студента обследовать больного с заболеваниями диафрагмы ( в т.ч. и диафрагмалъными грыжами ), изучить клиническое течение, ознакомить с ос­новными методами диагностики. Изучить основные принципы хирурги­ческого лечения. Научить определять показания и противопоказания к хирургическому лечению, рассмотреть, вопросы диспансеризации и реабилитации больных заболеваниями диафрагмы.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

а) Хирургическую анатомию диафрагмы, ее функцию и значение  естественных отверстий.

б) Этиологию и патогенез диафрагмальных грыж и клинические проявления.

в) Общую семиотику диафрагмальных грыж и клинические проявления

г) Классификацию диафрагмальных грыж.

д) Методы исследования больных диафрагмальными грыжами.

ж) Показания к оперативному лечению и способы операции.

з) Осложнения диафрагмальных грыж.

и) Вопросы трудоспособности и диспансеризации больных.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

а) Подробно и целенаправленно собрать анамнез, выявлять харак­терные признаки заболевания и основные этапы предыдущего лечения.

б) Оценить общее состояние больного, выявить объективные симпто­мы болезни, определить степень выраженности функциональных нарушений со стороны желудочно-кишечного тракта и сердечно-легочной системы.

в) Правильно интерпретировать данные лабораторных, рентгеноло-

гических , функциональных методов исследования.

г) На основании полученных данных правильно поставить клинический диагноз.

д) Установить показания к хирургическому лечению, выбрать способ        операции.                                               

е) Определить тактику ближайшего послеоперационного периода, включая целенаправленную профилактику послеоперационных осложнений.                                               ж) Ориентироваться в вопросах экспертизы трудоспособности и диспансерного наблюдения за больными, оперированными по по­воду диафрагмальной грыжи.

3. Вид занятия. СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ С ФРАГМЕНТОМ РАБОТЫ В ОТДЕЛЕНИИ ГРУДНОЙ ХИРУРГИИ.

4. Продолжительность : 3 академических часа.

5. Оснащение занятия: Таблицы, схемы, рентгенограммы, тема­тические больные.

6. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

6.1 Организационный этап – внешний вид, готовность к занятиям, контроль присутствия студентов.               

6.2 Контроль исходного уровня знаний - 15 мин:             

- анатомия диафрагмы;

- функциональное значение диафрагмы;

- понятие о диафрагмальной грыже;                       

- общедоступные и специальные методы диагностики.

6.3 Узловые вопросы темы данного занятия - 60 мин:

Этиология и патогенез.  Все диафрагмальные  грыжи делятся на врожденные

( истинные и лож­ные грыжи ) и приобретенные ( травматические и нетравматические). Встречается еще и релаксация диафрагмы ( падение тонуса и рас­слабление диафрагмы ). В основе релаксации лежит недоразвитие сосудов, нервного аппарата и дистрофические изменения мышечных волокон диафрагмы ).