Методологические основы принятия решений. Стратегия и стратегическое управление, страница 9

4. Основная цель стратегического менеджмента состоит в поддержании стабильности организации на относительно длительных отрезках времени или, по крайней мере, тех изменений, которые вписываются в ее стратегию. Кроме того, стратегический менеджмент призван обеспечить управление процессом перехода и сохранения жизнеспособности организации.

5. Процесс построения стратегии сводится к разработке концепций или формальному планированию, к систематическому анализу или видению руководства, к скооперированному обучению или конкурентной политике, к сосредоточенности на индивидуальном обучении, коллективной социализации или ограничивается реакциями на воздействия внешней среды. Обязательным условием процесса построения стратегии выступает своевременность предпринимаемых действий и их адекватность контексту.

6. Результирующие стратегии принимают форму планов или схем, позиций, перспектив или уловок.

Методология действует в двух направлениях:

- анализирует стадии состояния системы, идентифицирует конфигурации (структуру, модель, позиции…);

- синтезирует последовательность и способы смены состояний (трансформацию), определяет жизненные циклы.

Достижение стабильного состояния предполагает наличие устойчивой карты поведения. Принципы поведения предписывают смену стадий, обобщение приемов, выявление основной тенденции.

Предлагается классификация конфигураций.

1. Предпринимательская организациянебольшая, обычно молодая организация, состоящая из руководителя и сотрудников. Структура отличается неформальным характером и гибкостью. Пример – предпринимательская фирма.

2. Механическая организация - для рабочих мест характерна специализация, для процесса труда – стандартизация. В организации существует разветвленная структура, иерархия, для контроля действий работников. Механические организации доминируют в стабильных, зрелых отраслях массового производства или отработанных технологий массовых услуг.

3. Профессиональная организация - организация, передающая изрядную долю власти высококвалифицированным профессионалам. Структура такой организации развивается как высокодецентрализованная, при этом профессионалы могут работать независимо друг от друга. Координация действий достигается тем, что все профессионалы автоматически выполняют то, чего от них ожидают.

4. Диверсифицированная организация - представляет собой множество независимых единиц, собранных вместе под крышей единой административной структуры. Каждый филиал имеет свою собственную структуру, работает в специфической ситуации и подчиняется системам контроля, осуществляемого удаленной от него центральной "штаб-квартирой".

5. Адхократическая организация – условием такой организации являются комплексные инновации. Работа в аэрокосмической отрасли или производство кинофильмов требует формирования эффективных команд специалистов в различных областях деятельности, действия которых координируются посредством "взаимного подлаживания" (неформально).

6. Миссионерская организация – доминирует идеология, способствующая "сплочению рядов" ее членов. В таких организациях различия между руководством и рядовыми работниками незначительны, так как каждый из них разделяет общие ценности и убеждения. Каждому сотруднику может быть предоставлена значительная свобода действий, что подразумевает децентрализацию. Примерами организаций такого типа служат некоторые религиозные общества (секты) и клубы.

7. Политическая организация. Некоторые политические организации являются временными - появляются в периоды сложных трансформаций, другие - относительно постоянными. Характерно разделение власти.

Система проходит несколько стадий развития:

- развития (формируется механизм управления, ресурсы, стартовая позиция);

- стабильности (отрабатывается взаимодействие компонент, достигается устойчивость);

- адаптации (изменяется окружение, меняется содержание стратегии);