Методологические основы принятия решений. Стратегия и стратегическое управление, страница 3

2.Анализ внешней среды: прогнозирование будущего, установление возможности планирования. Результат – варианты сценариев – варианты событий.

3. Анализ системы: оценка слабых и сильных сторон. Целевая и структурно-функциональная декомпозиция (выявление направлений для целевого стратегического планирования).

4. Проектирование стратегии: формирование и сравнительная оценка вариантов управления ресурсами для различных сценариев.

5. Проектирование целевой программы и ее оценка: разрабатываются программы реализации стратегии, планы мероприятий по целевым направлениям, выполняется их оценка.

6. Проектирование комплексной программы: на основе целевых программ (по конкретных целям) синтезируется комплексная программа, упорядочиваются во времени этапы стратегического процесса.

Методология делит стратегический процесс на планирование действий (до осуществления стратегии) и контроль исполнения (финансовый и системный контроль осуществления стратегии). Деятельность системы становится более жесткой упорядоченной в силу осуществления стратегического процесса.

Практическая реализация стратегии рассматривается формально – на уровне программы и алгоритма ее осуществления.

Генеральная схема:

- основная идея – программно-целевое планирование стратегических процессов;

- руководство организует планирование и осуществляет контроль, аналитик – проектирует стратегии и программы;

- строится набор стратегий и программ, процесс планирования формализован;

- внешняя среда считается предсказуемой, оцениваемой и контролируемой;

- система является структурируемой, многоцелевой, многофункциональной;

- стратегия строится в виде среднесрочных и долгосрочных прогнозов (сценариев) и планов.

Методология создает основу для анализа и программно-целевого планирования. Ограничения:

1. Предполагается, что система в состоянии предвидеть изменения окружения, контролировать его либо считается, что окружение относительно стабильно.

2. Процесс делится на этапы формирования идей, стратегий, их реализации. Аналитик отдаляется от объекта исследования.

3. Алгоритмизация, формализация деятельности аналитика имеет следствием пренебрежение отдельными деталями (когнитивные, социальные аспекты).

Методология стратегического позиционирования

http://management61.ru/index.php?do=static&page=44strateg

Это наиболее масштабная и применяемая методология системного анализа и управления. Первостепенным считается сама стратегия, а не только процесс ее формирования.

Моделирование и планирование уступают место детальному анализу, особенно конкурентному и отраслевому. Стратегии типа Модели уступают место общим стратегиям, таким как лидерство по издержкам, фокусирование или дифференциация, которые компаниям следует использовать. Задачей разработчика стратегии становится, используя анализ, выбрать лучшую из возможных для его организации (по отношению к конкурентам и отрасли, в которой его компания работает), чтобы менеджеры могли ее внедрить.

Методологии моделирования и планирования не ограничивают число возможных стратегий. М. позиционирования устанавливает, что для каждой системы либо формы ее деятельности имеется ограниченное число стратегий, которые могут дать желаемые результаты.

Ключевые стратегии позволяют системе занять выгодные позиции во внешней среде, обеспечить возможности для развития. Оценка сил и возможностей выполняется в целях выявления таких позиций и способов их достижения.

Методология применяет концепцию Бостонской консультативной группы. Матрица отражает различные виды деятельности в зависимости от их позиций в конкурентной среде (горизонталь – доля конкурентного поля: высокая, низкая вертикаль: потенциал развития: низкий, высокий). На диаграмме виды деятельности относят к одной из четырех групп.

Трудный ребенок: высокий потенциал развития, низкая доля – требуется оказывать ресурсную поддержку, чтобы с развитием изменилась доля рынка (конкурентного пространства), может стать звездой;