Методологические основы принятия решений. Стратегия и стратегическое управление, страница 13

Предложенная структура в прикладном плане помогает выбрать конкретный методологический прием для решения конкретной системной задачи на определенном этапе стратегического управления.

4.4 Технология тренинга

При анализе экологических, социальных, экономических, технологических систем нередко объектом изучения являются сложные нечетко выраженные слабо структурированные объекты. Для таких объектов аналитические методы могут применяться ограниченным образом. Поэтому получили развитие технологии тренинга.

Тренинг – экспериментальная технология работы с экспертами в активном режиме с использованием универсальных и специализированных методов, моделей, ИТ и ИС в целях анализа и подготовки управленческих, методологических, технологических и других системных решений.

В тренинга применяются различные методы, в первую очередь качественные («мозгового штурма», «экспертные методы»), дополненные аналитическими методами. Комплексное использование методов позволяет добиться хороших результатов при решении системных вопросов.

Принципы тренинга: методичность – работа на основе методов, технологичность – работа по правилам и процедурам, оперативность – работа при ограничениях по времени, бесконфликтность – уважительное отношение к любому методу эксперта.

Методологическая схема формирования программы развития организации

Содержание технологии, состав методов зависит от решаемой проблемы, целей и задач развития системы.

Взаимосвязь методов, этапов тренинга отражена на рис стр. 194.

В процессе тренинга формируется программа развития (модернизации) некоторой системы. Программакомплекс мероприятий научно-технического, организационно-технологического, социально-экономического характера, которые согласованы друг с другом для достижения определенных целей в условиях временных и ресурсных ограничений.

В общем случае программа содержит: характеристику начального состояния системы, основные показатели эффективности систем, комплекс целей и мероприятия по развитию системы, потребности в ресурсах, сроки реализации мероприятий, технико-экономические оценки, выводы и рекомендации. Системный анализ предлагает методологию разработки программы. Программно-целевое управление – способ документирования (описания) программы.

В режиме тренинга предполагается активное использование опыта и компетентности экспертов для формирования программы, направлений, мероприятий, определения и оценки эффекта.

В процессы тренинга выполняются стадии:

- анализ существующей системы;

- формирование концепции перспективной системы;

- проектирование программы;

- оценка эффективности, разработка стратегии.

Методическую базу тренинг-технологии образуют: методики информационного обследования и количественного анализа систем, методики экспертного анализа, методики построения моделей (организационно-функциональной, информационной ...), методики формирования программ развития системы.

При формировании программы развития выполняются этапы:

- информационное обследования и количественный анализ системы;

- анализ состояния системы (определяются направления и методы анализа) ;

- синтез эффективной модели системы;

- формирования программы развития / модернизации системы.

Применяются количественные методы информационного обследования и экспертные методы: организационно-функциональный, функционально-стоимостной анализ; дерево целей (диаграмма Исикавы), методы ПОРТФОЛИО, методы сетевого планирования (диаграмма ГАНТА, метод критического пути…), методы проблемно-критериального анализа, методы логико-смыслового анализа, метод ПАТТЕРН (взвешивание целей)…

В целом могут быть даны самые общие рекомендации по созданию тренинг-технологии.

4.5 Основные компоненты тренинг-технологии

Пример-задание – повысить успеваемость в группе.

Доклады – методы (конкретно с примером)

Основные компоненты технологии: задачи, решаемые на каждом этапе; эксперты, привлекаемые для их решения; используемые инструменты; промежуточные результаты каждого этапа.