Методологические основы принятия решений. Стратегия и стратегическое управление, страница 12

Как стратеги примиряют движущие силы перемен и факторы стабильности? Как поддерживать равновесие и порядок, эффективность структуры, контроль, когда одновременно требует реорганизация орг структуры и адаптация, реагирование, обучение. Стратегия обеспечивает стабильность, а не перемены. Стремление к устойчивости и постоянству является стимулом разработки и реализации стратегий. Периодически в каждой системе происходят стратегические трансформации, которые связаны с приобретением новых реакций на изменение внешней среды, избавлением от старых приемов.

Планирование – каждая организация способна сохранять стабильность и одновременно проводить преобразования, основная линия поведения определяется планами, инновации осуществляются в соответствии с графиком. На практике происходит это не просто. Есть мнение: в системе либо постоянно внедряют новшества либо она практически не изменяется. Стратегическое обучение – непрерывный процесс, приводящий к возникновению новых моделей поведения, т.к. организации постоянно требуется принимать новые стратегические решения. Теория внешнего окружения, иногда когнитивная теория: стратегии изменяются редко, организация (стратег) находят ниши, формируют собственную культуру, долго ее сохраняют.

Характер и темп изменений: М конфигурации – периодические, но существенные радикальные перемены. Солидарны с коренными преобразованиями: М. моделирования (стратегия возникает из ниоткуда, стратегии отличаются жесткостью, изменять их проблематично). С другой стороны:  когнитивная М – допускаются преобразования в форме постепенных приращений (стратег накапливает опыт, глубже проникает в ситуацию, резкие перемены – «озарение»). Планирование тоже признает постепенные изменения.

Трудно разрешимая проблема – откуда возникают новые стратегии? Насколько легко обучаема система, при каких условиях?

Проблема выбора. Относится к широте стратегического выбора. Когда, в чем, где проявляется сила руководства, индивидуальная интуиция, коллективное обучение в условиях воздействия внешней среды, инертности организации, когнитивных ограничений.

Проблема мышления. Проблема сознательного контроля стратегического процесса. Часто увлечение процессом формирования стратегии приводит к потере контроля над ним.

РЕЗЮМЕ. Идеи всех подходов в общем случае следует применять совокупно: как отдельные инструменты при формировании стратегии. Основой интеграции может быть когнитивная методология.

Направления и технология интеграции:

Формализация обеспечивает план (М. планирования), анализ позволяет определить позицию (М. позиционирования), адаптация позволяет определить приемы реагирования на внешнюю среду  (М. внешней среды), обобщение устанавливает принципы поведения  (М. конфигурации), синтез строит перспективу (М. моделирования). (Рис стр 188)

Методология стратегического управления определяет стадии анализа системных проблем, ожидаемые результаты (Рис стр 189):

- моделирование: модель системы, ее стратегии;

- проектирование (планирование): проект (план) системы и ее стратегии (проект для новой системы);

- позиционирование: позиция системы и стратегия позиционирования;

- обучение: комплекс знаний о системе, проекте, модели и соответствующих стратегиях;

- конфигурирование: база знаний о системе, проекте, модели и соответствующих стратегиях;

- когнитивная стадия (стадия познания): система знаний о системе, проекте, модели и соответствующих стратегиях.

Стадии объединены в этапы стратегического управления:

А) формирование идеи (концепции) системы и ее стратегии;

Б) разработка проекта системы и ее стратегии;

В) анализ системы, ее стратегии, их развитие.

Реализация этапов связаны с решением задач:

- разработка технологии деятельности системы;

- разработка информационной системы (подсистемы);

- разработка инфраструктуры системы;

- разработка системы управления;

- разработка системы кадров;

- разработка системы правового обеспечения.