Расчистка пути и станций от завалов и разрушенных конструкций, страница 4

В зависимости от целей, наличия средств и других условий применяются визуальный, визуальный с применением аэрофото- и аэрокиносъемки и ком­бинирован- ный методы воздушной разведки,

Преимущество визуального метода разведки состоит в том, что не требу­ется длительной обработки материалов, однако полнота и точность сведений значительно зависят от мастерства разведчика. Данные, полученные методом аэрофотокинораз- ведки, носят документальный характер. После дешифриро­вания и фотограмметри- ческих измерений аэрофотоснимков можно определить не только характер, но и размеры разрушений и объектов. Но при этом следу­ет иметь в виду, что материалы аэросъемки могут быть получены не сразу, а после сравнительно трудоемкой обработки, требующей времени и необходи­мых условий. Для ведения съемки требуется достаточная освещенность объектов.

При визуальной разведке самолет (вертолет) с одним-двумя разведчиками на минимально возможной скорости движется вдоль пути в удалении на 50-75 м от него. Высота полета — 50-250 м — зависит от характера местности, вида разведываемого объекта и скорости полета. Над важными и сложными объектами самолет делает несколько плавных кругов, а вертолет «зависает».

Наблюдения выполняются невооруженным глазом и с применением опти­ческих приборов (биноклей, визиров) и приборов ночного видения.

Результаты наблюдений через ларингофон записываются магнитофоном и условными знаками наносятся на заблаговременно подготовленные планше­ты-схемы или топографические карты масштаба 1:200000— 1:100000. По этим документам разведчик докладывает о состоянии разведанных объектов, причем наиболее важные сведения могут докладываться с борта самолета по радио.

      Для азрофотокиноразведки используются специальные ручные и стацио­нарные    аэрофотоаппараты и аэрокиноаппараты.

      При воздушном фотографировании применяются плановая и перспектив­ная съемки. Плановой называется аэросъемка при отвесном положении опти­ческой оси фотоаппарата (рис. 1). При этом на аэроснимке контуры изобра­жения подобны контурам объектов на местности, что дает возможность опре­делить по снимку размеры объектов.

Практически строго отвесное положение оптической оси аэрофотоаппара­та во время съемки обеспечить невозможно, поэтому съемку считают плановой, если угол отклонения оптической оси от вертикали не превышал 3°.

Из рассмотрения подобных треугольников (см. рис. 1) ABS и abS следует, что                  ,

Откуда H=mf.

где АВ — расстояние между точками А и В на местности;

         ab — отрезок на снимке, соответствующий расстоянию АВ на местности;

а — фокусное расстояние аэрофотоаппарата;

         Н — высота полета самолета в момент съемки;

        m — знаменатель численного масштаба аэроснимка.

При необходимости точных измерений по плановым аэроснимкам к ним вводятся поправки, учитывающие искажения, вызванные наклоном оптичес­кой оси аэро- фото- аппарата в момент съемки и рельефом местности.

Плановая съемка применяется при технической разведке раздельных пунктов, узлов, районов мостовых переходов и тоннелей. Масштаб фотографи­рования для получения данных о характере разрушений узлов и станций — 1:2000 - 1:1000 и крупнее, мостов и зданий — 1:1000 - 1:500 и крупнее, для выяснения схем узлов — 1:2000 - 1:5000.

Плановая съемка больших площадей выполняется путем последователь­ного фотографирования участков при полете самолетов по параллельным мар­шрутам с перекрытием кадров в продольном направлении на 20—30% (рис. 7), а в поперечном направлении (между маршрутами) — до 50%.

При плановой съемке разведчиками предварительно проводятся необхо­димые расчеты по определению высоты фотографирования, величины про­дольного (поперечного) линейного перекрытия Р, базиса фотографирования В (расстояния, которое пролетит самолет между двумя моментами экспониро­вания), интервалов Т между двумя моментами экспонирования и числа снимков в маршруте n.






        Рис. 1.   Схема плановой аэро­фотосъемки

          Рис. 2. Схема маршрутной аэрофотосъемки

        Рис. 3. Схема перспективной аэрофотосъемки

Исходными данными для этих расчетов служат мас­штаб съемки, характеристики аэрофотоаппарата, заданное перекрытие аэро­снимков р, длина маршрута А (размеры объекта) и скорость полета v.

Пример.   Определить характеристики планового фотографирования железно­дорожной станции длиной 1,4 км в масштабе 1 : m = 1 : 1000 при скорости полета v =  150 км/ч аэрофотоаппаратом АФА, имеющим f = 500 мм и длину кадра l — 30 см, при р = 30% .

Решение.   Высота пролета H=mf= 1000*500мм = 500 мм. Величина продольного перекрытия   Базис  фотографирования  

Интервал   времени   между   двумя   моментами экспонирования

.  Число снимков  шт.

Перспективной называется аэросъемка, при которой в момент фотогра­фирования оптическая ось аэрофотоаппарата наклонена по отношению к вер­тикали на угол, превышающий 3° (рис. 3). При этом контуры предметов на местности на перспективном снимке получаются искаженными, масштаб фо­тоснимка непостоянный. Такая съемка применяется для фотографирования мостов и других объектов, возвышающихся над поверхностью земли, когда хотят получить общую картину состояния объекта, без определения точных его размеров.


Аэрокиносъемка обеспечивает быстрое получение наглядной общей карти­ны состояния железнодорожных участков и объектов.

Комбинированный метод разведки с посадкой самолета или вертолета у объектов позволяет выявить состояние их элементов, скрытых с воздуха, произвести необходимые измерения. Однако посадка в необследованных местах связана с опасностью минирования местности, а посадка, проход к объекту и от него и взлет требуют дополнительных затрат времени.