Ответы на экзаменационные вопросы (Разработка проекта организации строительства новой ж/д. Разработка основного и конкурирующих вариантов организации строительства. Календарный план строительства. Организация и планирование работ по строительству земляного полотна), страница 8

При организации строительства железных дорог наиболее целесообразно применять поточные методы, обеспечивающие ритмичность производства и высокую производительность труда, увязывающие деятельность различных специализированных организаций в единый комплекс и создающие предпосыл­ки для внедрения автоматизированных систем управления.

Общий поток строительства железной дороги последовательно формируется из потоков следующих разновидностей:

частных — элементарных строительных потоков, в ходе которых выпол­няется один простой процесс на ряде захваток. Продукцию частного потока сос­тавляют элементы конструкций сооружений. При постройке водопропускных труб, например, такими процессами являются: рытье котлованов, устройство фундаментов, монтаж звеньев труб и оголовков, гидроизоляция, засыпка пазух и т. д.;

специализированных — строительных потоков, составленных из ряда част­ных потоков, объединенных единой системой параметров, схемой потока, а так­же общей строительной продукцией в виде однотипных сооружений (групп однотипных водопропускных труб, малых мостов и т. д.);

объектных — потоков, состоящих из групп специализированных потоков, общую продукцию которых представляют законченные виды работ: искусст­венные сооружения, земляное полотно, верхнее строение пути;

комплексных — потоков, составленных из объектных, объединенных общей продукцией,— завершенным подготовительным периодом, законченным стро­ительством железнодорожным путем, зданиями, большими мостами, тоннеля­ми;

групповых комплексных — потоков, объединяющих комплексные; общая про­дукция такого потока — полностью законченная железная дорога.

Комплексные потоки подразделяют на ведущие и неведущие. Ведущими на­зывают технологически связанные один с другим потоки, определяющие об­щую продолжительность строительства. К ним относятся потоки: работ подго­товительного периода, сооружения железнодорожного пути (по постройке ис­кусственных сооружений, отсыпки земляного полотна, укладки верхнего строения пути). Потоки неведущих работ связаны с потоками ведущих работ, но они, как правило, не определяют общей продолжительности строительства, хо­тя также необходимы для сдачи линии в постоянную эксплуатацию. К ним от­носятся потоки по постройке зданий и сооружений, водоснабжения и канализа­ции, АТС, энергетического хозяйства и т. д.

Железная дорога представляет собой объект смешанного характера; наря­ду с вышеперечисленными линейными видами работ в комплекс ее строительст­ва входят и площадочные сооружения: большие мосты, узловые станции, участ­ки сосредоточенных объемов земляных работ, тоннели и др. Проектирование организации строительства площадочных сооружений также ведут поточными методами, увязывая формируемые по этим сооружениям объектные потоки с ве­дущими объектными потоками основных видов работ линейного характера. В ряде случаев срок постройки площадочных сооружений определяет общую продолжительность комплексного потока.

Основные параметры поточного строительства

Параметры потоков подразделяются на пространственные, технологические и временные.

К пространственным параметрам относятся захватка, участок, объект, комп­лекс объектов и группа комплексов объектов.

Захваткой называют часть сооружения или его конструктивный элемент, участок фронта работ, выделенный бригаде, выполняющий один вид работы за определенное время, с повторяющимися одинаковыми строительными процес­сами. В пределах захватки развивают и увязывают один с другим частные по­токи, входящие в состав специализированного потока; при постройке группы водопропускных труб, например, за захватку может быть принято целое простое сооружение — одна труба, при сооружении моста—его опора, здания — этаж и т. д.

Участком называют часть железнодорожного пути или площадочное соору­жение, в пределах которого развивают и увязывают один с другим специализи­рованные потоки, входящие в состав объектного потока, в железнодорожном строительстве — это один перегон или фронт работы одной механизированной колонны.

Объект — это отдельное площадочное сооружение или часть железнодо­рожного пути, в пределах которого развивают и увязывают между собой объект­ные потоки. За объект принимают, например, внеклассный или большой мост, тоннель. В железнодорожном строительстве объектами могут быть малые ис­кусственные сооружения, земляное полотно, верхнее строение пути и т.д.

Комплекс объектов — железная дорога на одном из направлений разверты­вания строительства или очередь строительств, в пределах которой организуют комплексные потоки.

Группа комплексов объектов — железная дорога (вся целиком , в пределах которой увязывают комплексные потоки.

К технологическим параметрам потока относятся: число объектных, специа­лизированных и частных потоков т; число захваток и участков работы п; объе­мы и трудоемкость работ; интенсивность (мощность) потока J, под которой по­нимают количество продукции в натуральных показателях, выпускаемой стро­ительным потоком в единицу времени.

Временные параметры пред­ставлены на линейном графике поточной организации строи­тельства группы сооружений (рис. 8). К ним относятся:

ритм потока (модуль циклич­ности) tц — продолжительность выполнения подразделением (бригадой) цикла работ на од­ном участке (захватке);

шаг потока tm — промежуток времени между началами работ двух смежных бригад потока;

период развертывания потока (продолжительность технологического цикла) tv — интервал времени между началами первого и последнего процессов, выполняемых для выпуска строительной продукции, т. е. время, в течение которого в строительный поток постепенно включаются все подразделения или бригады, участвующие в специализированном, объектном или комплексном потоке;

период выпуска готовой продукции tr — продолжительность работ завер­шающего цикла частного потока в специализированном, специализирован­ного в объектном, объектного в комплексном потоке;