Ответы на экзаменационные вопросы (Основные положения технологии, механизации и автоматизации путевых работ. Путевые машины для ремонта и содержания пути. Разработка технологических процессов производства путевых работ), страница 11

Одиночная смена железобетонных шпал производится бригадой в составе пяти монтеров пути и машиниста передвижной электростанции под руководством бригадира пути. Состав работ: рыхление и удаление щебня, отвинчивание гаек клеммных болтов на пять-шесть оборотов на сменяемой и двух смежных шпалах, вывешивание домкратом рельсовых нитей, снятие подкладок и прокладок со сменяемой шпалы, вывешивание портальными кранами сменяемой шпалы и перемещение ее на обочину земляного полотна, очистка щебня в основании шпалы, удаление его из средней части постели шпалы, укладка на место портальными кранами новой шпалы, опускание рельсовых нитей, прикрепление шпалы к рельсам, подбивка ее, заполнение шпальных ящиков щебнем.

Одиночная смена шпал на бесстыковом пути производится так же, как и на звеньевом, но при температуре рельсовых плетей выше температуры закрепления на 15 °С и более работа может производиться одновременно не чаще, чем через 10 шпал.

Место работ при одиночной смене переводных брусьев, кроме флюгарочных, ограждают сигнальными знаками «С». Работы выполняют три монтера пути под руководством бригадира. На одном стрелочном переводе могут работать две группы; между ними должно быть не менее 10 брусьев.

Одиночная смена флюгарочных брусьев или брусьев, на которых монтируются устройства для перевода стрелок или подвижных сердечников крестовин с непрерывной поверхностью катания, производится с ограждением места работ сигналами остановки и выдачей предупреждения о следовании поездов после снятия сигналов остановки со скоростью 25 км/ч. Руководит работами дорожный мастер. Перечень операций и характер их выполнения такие же, как при одиночной смене шпал или обычных переводных брусьев, с добавлением операций по снятию и установке механизма для перевода подвижных элементов стрелочного перевода.

Ликвидация пучин. Исправление пути на пучинах.

Пучины представляют собой искажения положения рельсошпальной решетки в профиле и по уровню, вызванные неравномерным морозным пучением грунтов. В зависимости от геологических и гидрогеологических условий, а также от характера промерзания земляного полотна при неравномерном вспучивании могут образоваться прямые и боковые пучины. К прямым относятся горбы, впадины и перепады, боковые пучины бывают односторонние и перекосные. Высота их достигает 100 м и более. Исправление пути на пучинах заключается в устройстве плавных отводов от мест с неравномерным пучением, укладкой подкладок различной толщины между металлической подкладкой и деревянной шпалой (железобетонные шпалы на пучинистых участках не укладывают). Так как пучины в течение зимы растут медленно, а в весенне-летний период опускаются постепенно исправлять путь приходится несколько раз как в период роста, так и в период осадки пучин. Особенно возрастает число исправлений на скоростных направлениях железных дорог, где приходится устраивать более пологие уклоны отводов.

Для устройства отводов от пучин применяют следующие виды пучинных подкладок: карточки, башмаки, короткие нашпальники, полусквозные нашпальники, сквозные нашпальники. Карточки имеют толщину 1; 1,5; 3; 5; 8; 10; 15; 20; 25 мм, длина их принимается равной длине металлических подкладок. Толщина башмаков принята 25; 30; 40 и 50 мм, длина в зависимости от типа рельсов от 300 до 400 мм. Короткие нашпальники имеют толщину 50; 60; 70; 80; 90 мм, длину от 400 до 500 мм. Толщина полусквозных и сквозных нашпальников принята 50; 60; 70; 80; 90; 100; 110мм, длина соответственно 800 и 2400 мм. Карточки толщиной до 1,5 мм изготовляют из листовой стали, остальные карточки, башмаки и нашпальники-из березы, дуба, осины, сосны, бука, а толщиной 3-15 мм делают из березовой фанеры или дуба. Во всех пучинных подкладках просверливают отверстия диаметром 25 мм для костылей.

Отводы для пучинных неровностей относительно профильной линии пути при скоростях движения поездов до 120 км/ч устраивают из двух элементов: длина первого элемента 5 м, второго в зависимости от высоты пучины и уклона, который зависит от максимальной скорости движения поездов.

Длина отвода для исправления пути на пучинах определяется по формуле: l=h/i где h –высота пучинной неравномерности, i-допускаемый уклон. Если отвод состоит из двух элементов то длина первого составляет всегда 5 м, а длина второго определяется расчётами. Последовательность работ: - очищают путь от снега, - выдёргивают дополнительный и третий костыли, - устанавливают длину отвода, - подбирают и раскладывают по концам шпал новые пучинные подкладки, - приступают к устройству отвода по одну сторону горба, - затем по вторую сторону.

Потери от исправления пути на пучинах достигают значительной величины. Еще большие потери возникают из-за сокращения скоростей движения поездов. Подсчитано, что около 60% затрат приходится на потери от снижения скоростей на участках, где производятся работы по исправлению пути на пучинах, около 20%-зарплата путейцев и около 20% затрат падает на пучинные материалы, замену преждевременно вышедших из строя шпал и др. На пучинистых участках нельзя укладывать в путь железобетонные шпалы. Поэтому лечение пучинистых мест земляного полотна экономически выгодно и технически целесообразно. Существуют различные способы ликвидации пучин: замена пучинистого грунта дренирующим с отводами, запроектированными с использованием эпюр интенсивности пучения, устройство накладных и врезных теплоизолирующих подушек, применение закрытых дренажей для осушения некоторых пучинистых грунтов земляного полотна, искусственное улучшение свойств глинистых грунтов (электрохимическое закрепление, введение вяжущих добавок) и др.

В последние годы в нашей стране и за рубежом для лечения земляного полотна все более широкое применение находят полимерные материалы (пенопласты, пленки, нетканые синтетические материалы, поликомплексы). Для ликвидации пучин используют пенопласт. При небольшой толщине его (по сравнению с теплоизолирующими подушками из отходов асбеста или других материалов) производство работ упрощается, удачно совмещается с капитальным ремонтом пути, затраты труда уменьшаются.