Организация и планирование общестроительных процессов, технологии производства работ по строительству железнодорожных линий, страница 22

Разработка водоотводных канав производится в основном с применением плужных, многоковшовых и роторных канавокопателей (экскаваторов) в зависимости от глубины канавы. Для глубоких дренажных траншей следует применять одноковшовые экскаваторы. Все машины и механизмы на мелиоративных работах используются на уширенном гусеничном ходу.

Работы по подготовке территории строительства производятся, как правило, механизированными колоннами или строительно-монтажными поездами, выполняющими в последующем основные работы. При наличии больших объемов работ целесообразно организовывать специализированные механизированные отряды.

Объем работ по искусственным сооружениям под притрассовую автомобильную дорогу следует принимать, исходя из типа сооружений и их количества. Для перехода мелких водотоков на временных автомобильных дорогах строятся трубы и мосты из дерева. Возможно использование металлических гофрированных труб. Размер отверстия временного водопропускного сооружения принимается, исходя из площади водосбора, уклона и района строительства. Через большие реки строятся временные деревянные мосты на ряжевых или же свайных опорах, а также наплавные мосты. Особое внимание уделяют обеспечению прочности и надежности временных мостов, в особенности в период таяния снега, подъема воды и ледохода.

Общая потребность в рабочих для выполнения работ подготовительного периода определяется по формуле

= (+) / (),                              (3.17)

где − сметная стоимость подготовительных работ, тыс. руб.;

− сметная стоимость строительства временных зданий, тыс. руб.;

− среднегодовая выработка на одного работающего, тыс. руб. (при отсутствии данных для района строительства может быть принята в базисных ценах равной 20 тыс. руб.);

− средняя планируемая продолжительность подготовительного периода, год.

Пример календарного графика организации основных работ подготовительного периода показан на рисунке 3.8.

Рисунок 3.8 – Календарный график организации подготовительного периода:

а – схема трассы; б – ситуационный план; в – календарный график: 1 – притрассовая

автодорога; 2 – местный постоянный поселок; 3 – базовый поселок строителей; 4 – вахтовый поселок; 5 – приобъектный поселок; 6 – подготовка территории строительства; 7 – средний автодорожный мост; 8 – малые водопропускные сооружения; 9 – земляное полотно

автодороги; 10 – дорожное покрытие; 11 – линейная связь; 12 – местная телефонная связь;

13 – диспетчерская связь; 14 – линия электропередачи; 15 – строительство домов связи;

16 – временные поселки; 17 – верхняя граница работ подготовительного периода

Объем земляных работ по строительству притрассовой автомобильной дороги рассчитывается с использованием ее проектного продольного профиля и расчетных таблиц. Объем работ по устройству дорожного покрытия такой дороги принимается, исходя из принятой конструкции и в соответствии с требуемыми эксплуатационными параметрами притрассовой автодороги. При организации строительства временных построечных автомобильных дорог и водопропускных сооружений на них, осуществляемого поточным методом, особое значение имеет заблаговременная доставка по бездорожью к месту производства работ строительных материалов (песок, гравий, щебень, цемент и т. д.), сборных конструкций и деталей, машин и механизмов, вагончиков и других сооружений для жилья.

Для рабочих, занятых на работах подготовительного периода, должны быть созданы нормальные условия не только труда, но и быта. Прежде всего, это организация горячего питания, обогрева, отдыха и проживания бригад, оторванных от баз снабжения. Правильная организация технического обслуживания машин и механизмов, заправка их горюче-смазочными материалами, подогрев воды в зимнее время, проведение технического обслуживания и мелкого ремонта на местах являются безусловным условием для обеспечения работы таких бригад.

Работы подготовительного периода должны быть подчинены общей организации строительства железной дороги, обеспечивать нормальные условия для своевременного развития и выполнения в установленных объемах работ по возведению железнодорожного земляного полотна, искусственных и других сооружений и зданий.

В объем работ подготовительного периода включаются: подготовка полосы отвода, постройка первоочередных участков притрассовой автодороги, базовых и приобъектных строительных поселков, производственных предприятий, складов, работы по сносу и переносу существующих сооружений, коммуникаций, устройство временной строительной связи, организация временного энергоснабжения, водоснабжения и теплоснабжения.

При строительстве железных дорог в сложных условиях следует выделять из общего объема подготовительных работ первоочередные, к числу которых относятся: устройство зимних дорог, подготовка просеки, осушение и усиление оснований земляного полотна, подготовка вертолетных площадок, постройка части временных сооружений, необходимых для размещения первых производственных подразделений на трассе.

На головных участках дороги продолжительность подготовительного периода должна соответствовать установленным нормам. На остальных участках продолжительность подготовительного периода определяется с учетом начальных сроков строительства основных сооружений.

При разработке и сравнении схем организации работ подготовительного периода следует определить объемы работ, выполнить сметно-финансовые расчеты, а также расчет потребности в материалах, конструкциях, машинах и рабочей силе. Окончательный выбор схемы производится на основании технико-экономического сравнения вариантов.

CПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 СНБ 1.02.01–96. Инженерные изыскания для строительства. Взамен СНиП 1.03.02–87 ; введ. 1996–01–17. – Минск : МАиС, 1996. – 110 с.

2 СНБ 1.03.02–96. Состав, порядок разработки и согласования проектной документации в строительстве. Взамен СНиП 1.02.01–85 ; введ. 1996–10–04. – Минск : МАиС, 1996. – 24 с.

3 СНБ 3.03.01–98. Железные дороги колеи 1520 мм. Взамен СНиП II–39–76, СНиП III–38–75, СН 468−74 ; введ. 1998–08–01. – Минск : МАиС, 1998. – 27 с.