Устное народное творчество. Фольклор народа юга Дальнего Востока, страница 8

Мир оживших представлений! Нелегко было жить в окружении полчищ всевозможных духов. Один из них, сэвэн Аями например, похищал душу заболевшего человека и уносил ее в обиталище другого сэвэна. Требовалось вмешательство шамана, чтобы с помощью того же Аями разыскать ее и, преодолев сопротивление нового владельца, водворить на прежнее место. Если этого не удавалось сделать, человек умирал. Сэвэн Аями отличался раздражительным характером, требовал жертвоприношений и почестей, а за неуважительное отношение к своей особе жестоко мстил.

Кроме того, у охотника всегда имелись различные амулеты: металлические пластинки с магическими узорами, костяные палочки, а также металлические, деревянные  или костяные фигурки.

По представлениям нанайцев, в этих скульптурах обитали сэвэны, духи «помощники». В их обязанности входило содействовать охотнику в выборе наиболее богатых промысловых мест и направлять зверей в ловушки. О духах «помощниках» заботились, их кормили, смазывая рот жиром. Духов было множество, и все они якобы стремились навредить человеку. Принимая пищу, он не забывал часть трапезы отдать духам, бросая еду в огонь или в сторону, где, по его представлению, находился сэвэн - «хозяин». Следует, однако, отметить, что люди не очень полагались на помощь невидимых духов и больше старались своим трудом добиваться успеха в делах.

Преобладающей формой религии тунгусо–маньчжурских – эвенков, эвенов, нанайцев, ульчей и др. – являлось шаманство (или шаманизм).

Слово «шаман» тунгусское ( саман, шаман – возбужденный, исступленный человек). Через русских это слово распространилось по всей Сибири, проникло в западноевропейские языки и стало научным термином.

Многие современные исследователи религии народностей Приамурья признают, что шаманство (шаманизм) – особая и при том сравнительно более поздняя форма (или стадия) религиозных верований этих народов, более поздняя. чем .например. родовые и промысловые культы. Шаманизм – это вера в то, что особые люди – шаманы обладают сверхъестественной способностью вступать в прямое общение с духами и таким образом узнавать будущее, лечить больных и т. д. Состояние экстаза у шамана была названо камланием ( шаманством, шаманским сеансом). Люди верили, что в это время душа шамана отправлялась в царство духов и всыпала там с ними в общение. Считали, что духи иногда сами являлись на призыв шамана, входили либо в его тело, либо в его бубен и говорили устами шамана. Камлание обычно проходило вечером или ночью, длилось несколько часов.             Считалось, что шаман должен обладать «сильной» душой, способной войти в контакт с сэвэнами, проникнуть в их мир и найти там своего покровителя. Более того, душу покровителя ему следовало вместить в себя и точно также поступить с другими сэвэнами. Находясь внутри шамана, духи попадали в зависимость от него и выполняли его волю. Шаман окружал себя духами, кормил их, и поэтому злые и голодные сэвэны членов рода тревожили реже. Стоило ему проявить беспечность, как они тут же выходили из повиновения, и не так просто было с ними совладать, особенно с беспокойными и зловредными, хотя и трусоватыми, бусэу. Эти духи постоянно рыскали вокруг людей, насылая на них болезни. Вылечить больного мог только шаман с помощью камлания, когда он плясал, пел и играл на бубне. В этом шаману непременно помогал покровитель сэвэн, имя которого было известно только ему. Во время камлания шаман облачался в специальный костюм с магическими символами, своего рода броню от козней злых духов.

Наряду с шаманством у северных народностей существовал культ предков, родовой и промысловый культ. Так, например, у нивхов и других народов Амура совершенно независимо от шаманизма существовал родовой и семейный культ.

Тесно переплелось шаманство с промысловым культом. Шаман гадал об успехе промысла и своим гаданием старался обеспечить успех в охоте. Но охотник обычно сам приносил жертвы, выполняя обряды и произнося заклинания, далеко не всегда прибегая к помощи шамана. У нивхов и орочей, промысловый культ тесно переплетался с семейно –родовыми обрядами.

К помощи шамана прибегали при заболеваниях. Однако наряду с шаманами существовали знахари, лечившие при помощи средств народной медицины.