Устное народное творчество. Фольклор народа юга Дальнего Востока, страница 6

У народов Амура существовал институт традиционного судопроизводства. У нанайцев судьи выделялись из общей массы в процессе многочисленных судебных разбирательств. Наиболее справедливые члены общества постепенно приобретали авторитет среди односельчан, а потом и у соседей. Лица, пользовавшиеся авторитетом, приглашались в качестве судей для решения важных дел даже из дальних селений.

Ежегодно перед ледоходом и началом весенней путины в нанайских селениях Саян и Дондон устраивались разбирательства особо важных судебных дел. На разбирательство приглашали не менее 4 известных судей из нейтральных родов, высказывавшихся по очереди. После их выступления свое мнение по делу мог высказать каждый независимо от возраста. Судили за многие поступки: за убийство, мужей - за дурное обращение с женами по жалобе женщины или ее родителей разбирали жалобы за оскорбление и т. д. Разбирательство дел об убийстве иногда затягивалось на 3-6 дней.

На Нижнем Амуре кровная месть за убийство отмечена в 19 в. только у нивхов. Но и у них чаще практиковался выкуп. Нанайцы и ульчи обычно отдавали в род убитого девушку или женщину. Кроме выдачи женщин, ульчи, наанйцы, орочи за убитого платили мехами, шелковыми халатами. Судьи за свою работу ничего не получали, их после окончания дела лишь усердно угощали.

Сейчас только в музее можно встретить образец старого жилища нанайцев. В домах с тонкими стенами и крышей, обмазанных глиной, не было потолков и деревянного настила на полу. Обогревались они теплыми лежанками, под которыми проходил горячий воздух и дым от очага, а освещалось помещение фитилем, плававшим в каменной чаше с рыбьим жиром. Зимой здесь было сыро и холодно, летом душно и пыльно, и поэтом с наступлением теплых весенних дней люди переселялись в берестяные жилища. Каждый член семьи имел на лежанке свое место. Днем постель складывалось, и отодвигалась к наружной стене. Зимой вся жизнь женщин и детей проходила на теплых лежанках, где они ели, спали, долгими вечерами занимались вышивкой, изготовлением берестяной посуды, плетением и. т. .д.

Зимой мужское население поселков уходило в тайгу на промысел пушного зверя, и так на долгое время тайга становилась для них родным домом. Они брал с собой нарты, запас продуктов и всего две-три собаки, чтобы легче было их прокормить. Летом ловили кету и горбушу и вялили ее на солнце, заготавливая в прок сушеную рыбу – юколу для себя и на корм ездовым собакам. Собирая ягоды и съедобные растения, так же думали о суровой зиме. На трофеи охотничьих промыслов покупали у заезжих купцов муку, крепу, ткани и другие продукты и вещи.

Люди всецело завесили от природы, но не всегда она была к ним милостивой.

Женщины занимались домашним хозяйством и воспитание детей. Они изготовляли одежду, обувь, одеяла, подушки, циновки и т. д. покрывая орнаментом каждое изделие.

Дети у нивхов, ульчей, эвенков, удэгейцев были окружены вниманием и заботой

С детских лет тщательно отрабатывался каждый шаг, в познании искусства украшения вещей, начиная с выделки кожи или подготовки ткани к вышивке.

Молодые способные девушки, в совершенстве освоившие все тонкости традиционного искусства, обычно занимались в семье только творческими работами, выполняя заказы на изготовление свадебных нарядов и других вещей с очень сложной и красивой вышивкой.

Духовная культура.

Коренные жители Дальнего Востока отличаются своеобразной, выработанной многими поколениями духовной культурой. Их многовековой опыт жизни, приобретенный в тесном общении с природой, нашел свое выражение в народных знаниях, методах воспитания детей, обрядах и обычаях. Развивалось и обогащалось их устное народное творчество, музыкальный и танцевальный фольклор. Коренные обитатели Приморья и Приамурья создали оригинальные образцы декоративно – прикладного искусства.

Народные знания и верования.