Устное народное творчество. Фольклор народа юга Дальнего Востока, страница 4

Вслед за русскими служилыми людьми и промысловиками на Камчатку направляются одна за другой духовные миссии. Их миссионерская деятельность включала и обучение детей нерусских народов русскому языку. К 1761 г. школы были открыты при 14 церквах Камчатки, а число обучающихся детей достигло 300.

Состав учащихся камчатских школ был разнороден. В Большерецкой, Гаванской, Нижнее - Камчатской учащимися были дети офицеров, казаков, духовенства и лишь сравнительно небольшую часть составляли дети ительменов. В Тигильской, Ичинской, Хайрюзовской, Сопочновской и других школах в основном учились дети ительменов и коряков. Занятия вел учитель, строгого соблюдая классно-урочной системы в школе не было. Занимались дети лишь в зимние месяцы (октябрь-конец апреля, начало мая), затем учащиеся уезжали к месту кочевок родителей.

В церковноприходских школах детей учили читать и писать по-русски с тем, что бы затем проповедовать на родных языках «слово божье» среди своих сородичей.  За деятельностью учителей со стороны священников был установлен строгий контроль.

В середине 70-х годов 18 века камчатские школы были реформированы. Материальная забота о них была возложена на светские власти, а содержанием обучения и назначением учителей ведало духовное правление. Дети обучались рисованию, пению и даже арифметике. Учащиеся стали получать довольствие от казны в виде одежды и продуктов питания, а по окончании школы могли поступать не только на церковную, но также гражданскую и военную службу. Но уже в 1783 г. эти школы прекратили свое существование, поскольку духовные власти не задавались целью развить школьное образование среди нацменьшинств и препятствовали школьному делу.

В 1822 г. в связи с образованием Восточно-Сибирского учебного округа (под попечительством генерал-губернатора) было решено «дозволять инородцам отдавать детей для обучения в правительственные учебные заведения или же заводить собственные школы». Но в условиях навой волны реакции (после 1825 г.) духовные власти (открывшие в 1828 г. на Камчатке лишь двухклассное духовное училище с «туземным» отделением) стали чинить препятствия командирам крепостей, которые пытались заводить школы.

В 19 веке по инициативе местных должностных лиц в начале 60-х годов в регионе было открыто до десятка народных школ и училищ. Но открытие школ для коренных народов по прежнему зависело от тактики духовных властей.

Малые народы Севера…Выделяя их в особую группу, этнографы исходили из малочисленных этих этнических меньшинств, общей направленности их хозяйства и особенностей их быта. Из 26 малых народов Севера в Приамурье и на Охотском побережье проживают восемь народностей – нанайцы, негидальцы, нивхи, орочи, ульчи, удэгейцы, эвены и эвенки. Нивхи относятся по языку к палеоазиатской группе народов, а остальные – к тунгусоязычной. Нанайцы живут в Нанайском и Комсомольском районах Хабаровского края, а также Пожарском и Яковлевском районах Приморского края. В прошлом их называли гольдами. По соседству с нанайцами, ниже по Амуру, живут ульчи, занимая территорию Ульчиского района Хабаровского края.

Негидальцы живут в низовьях рек Амгуни и Амура, на территории районов имени Полины Осипенко и Ульчиского.

На территории Татарского пролива, в районе Советской Гавани,обитают орочи. Большинство их расселено по реке Тумнин и в поселке Новое Омми Комсомольского района. Удегейцев, селения которых разбросаны по склонам Сихотэ - Алиня, называют «лесными людьми».и т.д.

Материальное производство, его характер на Северо - Востоке Азии с самого раннего появления здесь человека определила строгое разделения труда между мужчинами и женщинами. Охота, рыболовство, зачатки оленеводства, изготовление орудий труда и оружия-все это являлось естественным занятием мужчин. Крайне тяжелые климатические условия значительно усложняли быт и положение женщины, она всегда находилась в зависимости от успехов мужчин в промыслах.