Устное народное творчество. Фольклор народа юга Дальнего Востока, страница 5

Женщины должны были выделывать большое количество шкур, чтобы изготовить из них одежду, обувь, жилище и его части, поддерживать в нем тепло и свет, готовить пищу. Запасать продукты, в том числе и растительные, содержать всегда в исправной и сухой одежду и обувь, что для арктического климата жизненно важно.. Занятость женщин усложнялось подвижным образом жизни, несением ею трудных материнских обязанностей. Женщина была постоянно прокована к домашнему очагу.

Стремление к объединению малочисленных родов отражено в существовавших на Нижнем Амуре отношениях доха (духа) между родами. В более тесные, чем просто соседские отношения, вступали различные роды и даже жившие по соседству иноплеменники. Постоянная «готовность» жителей малых и больших селений принять в свой состав тех или иных переселенцев способствовала «перемешанию» населения. Появившись на новом месте, пришельцы подвергались ассимиляции со стороны                     « старожилов» и всыпали с ними в браки, заимствовали элементы их культуры, иногда вносили свои.

Соседские связи повсеместно проявлялись и в экономической области и в обрядности. В случае необходимости оказывалась соседская взаимопомощь продовольствием, у нивхов и ульчей члены разных родов совместно сооружали заездки для добычи лосося. Члены одного рода (обычно 1-2 семьи), жившие в селении, не могли зачастую без помощи соседей содержать медведя для медвежьих праздников; она была необходима и во время проведения самого праздника. Взаимопомощь проявлялась в свадебных, погребальных, поминальных обрядах. При заключении договора о браке у нанайцев, нивхов, ульчей приглашались родственники и соседи. Последние, обычно помогали хозяевам принимать гостей. Ближайшие родственники по существующему обычаю не могли шить одежду для умершего, одевать его , делать гроб, копать могилу-все это делали соседи, «чужеродны».

Основной экономической единицей у народов Амура являлась семья. Существовали семьи малые и большие (неразделенные). Экономическая самостоятельность семьи определяли средства производства, которые были не у всех. В имущественном отношении семьи отличались весьма значительно. В середине 19 в. из среды нивхов, ульчей, нанайцев выделились семьи торговцев, владевшие значительным имуществом. Рядом с ними жили бедняки, члены того же рода. Каждая семья имела определенные средства существования, добывала рыбу для своего потребления, а в конце 19 начале 20в.- и на продажу. Мужчины добывали рыбу, зверя, строили жилье, обеспечивали семью средствами транспорта. Главными делом женщины были обработка рыбы, заготовка ее в прок, обработка шкур, изготовление одежды и обуви для всех членов семьи, приготовление пищи, воспитание детей и т. д.

У народов Амура преобладали семьи численностью 4-6 человек. Процесс развития семьи был сложен. Как показывают данные, некоторые малые наанйские семьи объединились после эпидемий, голода. В них возрастала численность вдов-невесток (в силу обычая левирата), племянников, иногда женатых, живших с дядьками.     

Со смертью родителей (главным образом отца) неразделенные семьи чаще всего распадались на малые. Однако по пере взросления детей, их вступления в брак малые семьи вновь превращались в неразделенные. Семьи женатых сыновей, живших с родителями, постепенно обзаводились собственным имуществом, орудиями труда.

Система брачных отношений у амурских народов была неодинакова: у нивхов существовал обычай одностороннего, у тунгусоязычных соседей - двустороннего кросскузенного брака. Широко практиковался обмен сестрами, женитьба на женщине из рода матери. Экзогамия была нерушимым обычаем лишь в крупных нанайских родах вступали в браки члены ветвей различного происхождения. Многоженство чаще всего было связано с существованием обычая левирата. Наряду с традиционными формами заключения брака в 19 веке широко практиковался брак за калым. Заключалось много этнически неоднородных браков.

У всех народов региона был распространен обычай выдачи замуж девочек и женитьба мальчиков в раннем возрасте. Однако фактические брачные отношения наступали не ранее 14-15 лет.