Устное народное творчество. Фольклор народа юга Дальнего Востока, страница 2

В чукотских сказках о животных распространены сюжеты с главным героем Вороном. Однако в этом жанре Ворон выступает не как творец или шаман, а как плут, простак, обманщик. Ворон - трикстер в чукотских корякских, ительменских сказках существует параллельно с Вороном - культурным героем в мифах. Сказочный Ворон - трикстер, выступает под разными именами: у ительменов - это Кутх, у коряков - Куткынняку,  у эскимосов - Кошкли. Помимо ворона в сказках действуют и другие персонажи: лиса, олень, горностай, бакланы, чайки, заяц. Для сказок о животных характерно отсутствие волшебных мотивов; здесь герои зачастую ведут себя, как люди: трудятся, женятся, воюют. Побеждают физически слабые, но обладающие умом и хитростью персонажи.

Относительно поздно возникли бытовые сказки. Герой их обходится без чудесных помощников и побеждает исключительно благодаря таким качествам, как находчивость, смелость, ум. Эти сказки сближает с баснями наличие морали: высмеивание глупости, неприспособленности носит явно поучительный характер. Бытовые сказки зафиксированы у всех народов Чукотки и Камчатки, но больше всего их в Чукотском фольклоре.

Героические сказания.

Героические сказания у коренных народностей Северо - Востока Азии возникли, как и бытовые сказки, в эпоху разложения первобытнообщинных отношений и начала расслоения чукотско-корякского общества. Главным действующим лицом героических сказаний выступает человек, выделяющийся физической силой и смекалкой. Идеал героя - воин и охотник, способный победить враждебных пришельцев, иноплеменных богатырей, способный наказать обидчика и установить справедливость и мир. В отличие от героя волшебно-мифологической сказки главное действующее лицо наделено собственным именем, часто содержащим характеристику его личных качеств. В героических сказаниях отсутствуют волшебные предметы и чудесные превращения, здесь приводится правдивое описание деталей быта, воинского снаряжения и т. п.

Основой многих героических сказаний послужили подлинные исторические события: крупные столкновения, междоусобная вражда отдельных общин или семей. В чукотских сказаниях противниками выступают коряки, в корякских - чукчи. В ительменском фольклоре существует единый цикл героических сказаний о богатыре Тылвале. Ведущий сюжет этих сказаний - месть Тылвала сестре, которая пытается уйти к корякам.

Героические сказания палеоазиатов по некоторым структурным особенностям сближаются с волшебными сказками и в то же время представляют собой зачатки героического эпоса.

В палеоазиатском фольклоре имеются исторические предания, близкие героическим сказаниям. В отличие от последних они отразили реальные события на сравнительно поздних этапах исторического процесса. Повествование о борьбе с конкретными врагами не обрастает здесь элементами фантастического. Ценный этнографический материал представляют содержащиеся в преданиях подробные описания снаряжения воинов, их подготовки к предстоящей битве и др. Исторические предания - источник разнообразных сведений по истории, этнографии и топонимии Северо - Востока Азии.

Фольклор народа юга Дальнего Востока.

У тунгусо – маьчжурских народов и нивхов встречаются космогонические мифы, тотемические, мифы о различных духах и владыках земли, воды, гор, а также мифы о различных мифических существах: карликах, людях – половинках и т. д.

Космогонические мифы повествуют о возникновении Вселенной, воды, суши, людей и всего живого на земле. В некоторых космогонических мифах тунгусоязычных народов наблюдаются палеоазиатские мотивы. Так, например, в одном из ороческих мифов говорится о происхождении людей от орлов и воронов. Наиболее распространенным является миф о трех солнцах, он встречается не только у народностей Дальнего Востока.

О связях человека и разных представителей животного мира, которые затем становятся покровителями рода, повествуют тотемические мифы. Нанайцы, ульчи, нивхи считают тотемами медведя, тигра, других животных. Среди нивхов, например, бытует несколько вариантов мифа о браке мужчины с рыбой. Рожденный от этой связи ребенок быстро растет и становится великим охотником. У южной группы тунгусо – маньчжуров распространен миф о тигрятах, выращенных человеком. Впоследствии тигры помогают человеку на охоте добывать много зверя и становятся покровителями семьи.