Что такое слепота и как с ней жить. Реабилитация. Сделай первым шаг навстречу слепому, страница 9

Как среди зрячих, так и среди слепых мы встречаем людей с разными характерами, различным уровнем интеллектуального развития, различными способностями, наклонностями и возможностями. Слепой человек думает, действует, радуется, надеется и огорчается так же, как и другие люди. Слепота не делает всех одинаковыми. Незрячие сохраняют свои генетические и природные особенности и качества. Их интересуют те же вещи, что и каждого человека. При этом они небезразличны к цвету, форме и фактуре -предмета. Даже слепые с детства, не имея представления о цвете, знают по литературе и разговорам с другими о наиболее удачных сочетаниях цветов и учитывают это при приобретении и пошиве одежды, при оформлении интерьера квартиры. Очень многие квартиры незрячих супругов отличаются чистотой, порядком и уютом.

В повседневной жизни инвалидам по зрению приходится испытывать значительно большее нервно-эмоциональное напряжение, чем здоровым людям. Можно привести в качестве примеров немало жизненных ситуаций и обстоятельств, которые вызывают у слепых повышенное нервно-эмоциональное напряжение. Человек с нормальным зрением, выйдя на улицу и окинув взглядом пространство, сразу представляет и оценивает обстановку. Он может спокойно идти по улице и наблюдать, что происходит вокруг, размышлять о своих делах, разговаривать с попутчиком. Для него это отдых, физическая разминка. Иначе обстоит дело со слепым. Перешагнув порог своего дома, он сразу напрягается. Ему надо очень внимательно прислушаться к звукам, чтобы по ним определить, что происходит на улице. Звук для слепого — источник информации, ориентир для передвижения, сигнал об опасности. По многообразию звуков он мысленно воссоздает звуковой пейзаж — слышит характерные звуки трамвая, троллейбуса, автобуса и других транспортных средств. На тротуаре своя гамма разнообразных звуков: твердая и уверенная поступь молодого мужчины, звуковые оттенки женских шагов и шагов пожилых людей, слегка пришлепывающие шаги собаки, легкое поскрипывание детской коляски, топот, шум детских голосов.

Зрячий воспринимает это как общий звуковой фон, не обращая особого внимания на отдельные звуки, если они не сигнализируют о какой-то опасности или изменении обстановки.

Слепому каждый звук надо вычленить, дифференцировать для того, чтобы вовремя остановиться, на что-то и на кого-то не наткнуться, не столкнуться с невнимательным встречным пешеходом. По пути следования он должен с помощью трости определить встречающиеся препятствия: выступающие перед входом в дом ступени, столбы, деревья, тумбы, газетные витрины, вовремя обнаружить открытый канализационный люк или не огражденную траншею. К сожалению, из-за невнимательности, а скорее безответственности людей, производящих ремонтные работы без ограждений, слепые получают серьезные травмы.

Передвигаясь по улице, незрячий прислушивается к шуму предприятий, новостроек, по запаху определяет местонахождение магазинов, столовых, парикмахерских, аптек. Это помогает ему правильно определить свой маршрут и свое местонахождение в данный момент.

При интенсивном уличном движении в городе некоторым незрячим добраться до работы и вернуться домой труднее, чем проработать смену на производстве.

Трудности и повышенное нервно-эмоциональное напряжение возникают у незрячих супружеских пар и при воспитании детей.

Среди потерявших зрение есть люди с высшим образованием, разных профессий. Противоречия между их личными притязаниями, т. е. осознанием своих потенциальных возможностей и возможностью их реализации создают у этой категории инвалидов также повышенное нервно-эмоциональное напряжение. Вполне естественным является желание незрячего грамотного человека адаптироваться к социальной среде, активно включиться в нее, проявить свои способности и утвердить свою самостоятельность, но все это не так просто. Бывает, что незрячий, окончивший аспирантуру, получает по распределению направление на педагогическую работу в институт, однако под разными предлогами ему отказывают в приеме на работу. Если незрячего приняли на работу, то, как правило, встречают его настороженно, сомневаются в его профессиональных возможностях.