Что такое слепота и как с ней жить. Реабилитация. Сделай первым шаг навстречу слепому, страница 10

Каждый незрячий специалист понимает: чтобы быть признанным в коллективе на равных, он должен в профессиональном отношении быть несколько выше своих зрячих коллег. Трудная задача, но с ней надо справиться — такова реальная жизнь.

Надо иметь в виду, что незрячий специалист воспринимает специальную литературу на слух. Самостоятельно он может читать только книги, напечатанные рельефно-точечным шрифтом, объем которых примерно в 30 раз больше обычных. В таких книгах пометок на полях не сделаешь, нужное место в тексте не подчеркнешь. Незрячий не может сделать вклейки со вставками в готовящийся конспект лекции или доклада. Поэтому много информации приходится держать в памяти. Иной раз какую-либо цитату или отдельный факт в записях по Брайлю или на магнитной ленте приходится искать, как иголку в стоге сена. Чего это стоит, порой не знают даже близкие люди, а для слепого это норма в работе.

Кстати сказать, только в Московском государственном университете работает восемь незрячих преподавателей.

Нередко эрудиция незрячих специалистов, их широкие и разносторонние познания вызывают удивление и восхищение.

КАКИМ ВИДИТСЯ СЛЕПОЙ СО СТОРОНЫ

Мало кто из зрячих знает фактические возможности, понимает потребности слепых и их жизненные затруднения.

Часто бывает так, что о слепом судят не по тому, что он представляет в действительности, а по тяжелому впечатлению, которое производит слепота как таковая.

Отсюда складывается предубеждение о неспособности слепого овладеть какой-либо профессией и жить самостоятельно. Вместе с тем формируется образ потребителя, представляющий что-то вроде балласта общества. Такое представление о слепых, сложившееся исторически как устойчивый стереотип, в значительной мере сохраняется и в настоящее' время, порождая, а точнее сохраняя атмосферу отчужденности во взаимоотношениях между слепыми и зрячими. Это серьезно затрудняет решение проблемы социальной реабилитации и интеграции инвалидов по зрению, причиняет моральный ущерб инвалидам и нередко влечет заниженную самооценку у них, определяет уровень притязаний.

О взаимоотношениях между слепыми и зрячими психологи, социологи и педагоги разных стран пишут давно. Проблемаэта,можно сказать, межнациональная. В одной стране она ощущается острее, а в другой — менее остро. Зависит это в значительноймереот общей культуры населения и отношения государства к социальным проблемам.

У нас есть все основания утверждать, что общественные взгляды и стереотипы, касающиеся слепых, со временем меняются и, безусловно, в лучшую сторону, приближаясь к реалистическим оценкам и взаимопониманию. Вместе с тем в повседневной жизни незрячим людям слишком часто приходится самоутверждаться и доказывать, что они такие же, как и все, самоутверждаться в каждой новой ситуации, при встречах с каждым новым человеком.

Вот что пишет по этому поводу американка Т. Кейтлинг: «Больше всего меня раздражает необходимость постоянной борьбы за признание себя нормальным человеком, борьбы с дискриминацией меня как человека… Главная моя проблема – это не моя слепота, а отношение общества ко мне».

Если коротко проследить динамику развития взглядов и отношений к слепым, то она выглядит так: от полного отвергания до сочувствия, помощи и, в конечном итоге, до сотрудничества. Если говорить еще конкретнее, то следует напомнить, что в древней Спарте слепых, калек и тяжело больных физически уничтожали как неспособных вести борьбу за свое существование.

В средние века, когда церковь укрепила свое влияние, она стала проявлять к слепым, калекам и нищим сочувствие и оказывать благотворительную помощь через создаваемые ею церковные филантропические организации.

С возникновением буржуазного общества стали создаваться благотворительные попечительства, богадельни, ночлежки, но нищенство, бродяжничество и сплошная неграмотность были постоянными спутниками жизни незрячих. И, наконец, в XX веке общество вступило в сотрудничество с инвалидами, создавая им условия для участия в общественно полезном труде.

Очевидно, еще в те далекие годы полного бесправия и нищеты, безграмотности инвалидов слепота стала синонимом ограниченности и тупости.