Что такое слепота и как с ней жить. Реабилитация. Сделай первым шаг навстречу слепому, страница 5

В процессе реабилитация создаются условия для того, чтобы вернуть инвалиду утраченные жизненные позиции, сохранить чувство собственного достоинства. Практические работники, занимающиеся реабилитационной работой, должны в каждом инвалиде видеть, прежде всего, личность, своеобразную и неповторимую, со своими слабостями и достоинствами.

Человек сам должен и может преодолеть кризисную ситуацию в своей жизни, и надо убедить его в целесообразности и необходимости этого.

Внезапно ослепшему надо помочь восстановить душевное равновесие, нарушенное слепотой, нормализовать нервно-эмоциональное состояние, помочь осмыслить создавшуюся ситуацию, поверить в собственные возможности. И работа эта должна начинаться в глазной клинике, больнице, госпитале.

Мотивация к реабилитации должна быть сформирована у инвалидов любой категории, их желание и готовность активно участвовать в процессе реабилитации являются непременным условием успеха этой работы.

Всероссийское общество слепых имеет три школы восстановления трудоспособности слепых (ШВТС): в Волоколамске, Ленинграде и Бийске. Там инвалидов по зрению учат ведению домашнего хозяйства, самообслуживанию, ориентировке в пространстве, письму и чтению рельефно-точечным шрифтом.

Пользуясь этой системой, названной по имени ее изобретателя француза Луи Брайля, незрячий может записать текст любого содержания, с полным соблюдением правил орфографии, включая цифры, математические, физические и химические обозначения, нотные знаки, а также читать литературу, напечатанную рельефно-точечным шрифтом.

Каждая буква рельефного шрифта, каждый символ являются определенной комбинацией рельефных точек. Рельефные точки, нанесенные на циферблат ручных часов, дают незрячему возможность определить время с точностью до одной минуты. Такой же принцип рельефных обозначений применяется в приборах бытового и учебного назначения.

В ШВТС инвалиды по зрению получают допрофессиональную подготовку. Они выполняют некоторые слесарно-сборочные работы, собирают несложные электротехнические и радиотехнические изделия, изготавливают деревянные поделки хозяйственно-бытового характера. Профессиональная подготовка организована непосредственно на учебно-производственных предприятиях и в производственных объединениях ВОС.

В ШВТС проводится как индивидуальная психокоррекционная работа с обучающимися, так и групповой психологический тренинг.

Много внимания уделяется тренировке сохранных анализаторов. Нередко можно слышать разговоры о том, что слух, осязание и обоняние у слепых лучше, острее, чем у физически здоровых людей.

Многочисленные исследования не подтверждают этого. Только ежедневная тренировка органов чувств позволяет добиться таких результатов.

Человек с нормальным зрением, услышав ясно доносящийся до него звук, уже определив на слух характер звука и место, откуда он исходит, поворачивает голову в сторону источника звука, чтобы зрением проконтролировать правильность звукового восприятия. Зрение нередко контролирует и осязательное восприятие.

Слепой должен научиться локализовать звук без контроля зрением, четко определять, что за звук он слышит и откуда он исходит. Каждый звук соответствует своей природе, окрашивается в присущий .ему колорит. Язык природы очень разнообразен. Для каждого места, для каждого времени года у нее есть особое выражение. Звук во время тумана, снегопада, дождя несколько приглушается. Ветер относит или приглушает звук, мороз усиливает его. Все это слепой должен учитывать при определении расстояния до источника звука. Следовательно, он должен научиться дифференцировать звуки, чтобы понять, что происходит вокруг, на какой звук ориентироваться и от какого уходить подальше во избежание опасности.

Кто-то из писателей сказал: «Глаза — это два маленьких окошечка в душу человека». Вскоре после потери зрения я с большим огорчением подумал: «Как же теперь придется разбираться в людях, не видя их глаз?». По глазам, их выражению почти безошибочно можно определить, кто есть кто, определить, как собеседник реагирует на твои вопросы, соображения, предложения и, наконец, на твои поступки. Слепой же встает перед необходимостью компенсации утраченного источника информации другим.