Что такое слепота и как с ней жить. Реабилитация. Сделай первым шаг навстречу слепому, страница 3

По своим психофизиологическим особенностям все перечисленные категории инвалидов существенно отличаются одна от другой, требуют дифференцированного и индивидуального подхода в работе с ними.

Как воспринимается окружающий мир

Ослепшие в зрелом возрасте на многие годы сохраняют в памяти зрительные образы. Во время сновидений они, как правило, остаются зрячими — видят родных и знакомых такими, какими запомнили их до потери зрения, видят картины природы, иногда и цветные сновидения. При знакомстве с новым человеком у незрячего произвольно воссоздается зрительный образ этого человека. Обычно в нем мало схожего с реальным субъектом, но тем не менее этот образ запечатлевается в мозгу и остается неизменным.

Имея массу зрительных впечатлений, ослепший в зрелом возрасте по устному описанию нормально видящего может приблизительно представить какой-либо крупный объект, которого раньше не видел, или, например, произведения живописи. Ему легче формировать пространственные представления.

Слепорожденные (без остатка зрения) не имеют представления о свете и цвете, о размерах и формах больших деревьев, зданий, сооружений, о разнообразной гамме растительного мира, они не могут представить окружающую среду в ее реальной совокупности. Образ действительности, создаваемый ими, весьма обедненный, схематичный, даже искаженный, а крупные объекты воспринимаются лишь фрагментарно, отдельными частями.

Жизнь заставляет их вдумываться в непонятные явления, незнакомые слова. Они будят их любопытство, возбуждают воображение.

Зрительные восприятия слабовидящих зависят от характера их глазных заболеваний. При катаракте, в результате помутнения хрусталика, ослабляется острота зрения, наблюдается нечеткость изображения, особенно в условиях яркого дневного света. При помутнении роговицы изображение становится искаженным или туманным. Протоаномалы воспринимают красный цвет как зеленый, а по мере увеличения угла зрения ощущение красного цвета возрастает и он воспринимается с зеленой пеленой. При сужении поля зрения просматривается лишь верхняя часть предмета, здания, что осложняет ориентировку в пространстве. При отслойке сетчатки, глаукоме, пигментном ретините у слабовидящих наблюдаются другие аномалии зрения.

Слабовидящие довольно свободно передвигаются в пространстве и используют остаточное зрение в трудовой деятельности.

Общая тенденция не только в нашей стране, но и во всем мире такова, что численность абсолютно слепых постепенно уменьшается, а количество слабовидящих значительно увеличивается.

В восприятии мира участвуют одновременно несколько органов чувств. Когда один из них выпадает, восприятие нарушается. А функции утраченного органа чувств должны взять на себя оставшиеся. При этом происходит не просто замещение утраченного органа чувств, а функциональная перестройка организма. В общий процесс адаптации инвалида по зрению к окружающей среде включаются также мышление, память, внимание, воображение, общение.

Если кроме зрения выпадает еще какой-то из органов чувств, то на сохранные анализаторы (органы чувств) падает более интенсивная нагрузка и функциональная перестройка организма усложняется.

Чем тяжелее дефект, тем сложнее восприятие окружающего мира и способы общения с другими людьми. Например, при утрате зрения, слуха или речи человек может получать информацию (оперативную) только способом дактилологии, т. е. способом написания буквенно этой информации на ладони слепоглухого. При систематической тренировке и частом общении с определенными партнерами достигается высокая скорость дактилирования. Более широкую информацию, знания и представления об окружающем мире слепоглухие получают в процессе обучения, при чтении литературы по Брайлю.

Большой интерес представляет книга слепоглухой О. И. Скороходовой (1912—1982) «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». Ольга Ивановна в детстве потеряла зрение, а вскоре и слух. Она пишет: «Такие моменты, когда я узнаю не только тех людей, которых вижу каждый день, но и тех, которых вижу редко, я не могу отнести к одним осязательным или обонятельным ощущениям. Очевидно, здесь важную роль играют и другие чувства — мышечно-суставные и еще, вероятно, какие-нибудь другие рецепторы. Ведь непосредственно осязанием я чувствую крепкое и слабое пожатие руки. Я могу еще сказать, что и кожное ощущение помогает мне узнавать людей, так как у одних бывают руки более теплые и мягкие, у других — более холодные и не совсем гладкие...