Что такое слепота и как с ней жить. Реабилитация. Сделай первым шаг навстречу слепому, страница 12

Инвалид по зрению, как и все другие люди, подвержен влиянию своего окружения, поэтому отношение человека к самому себе зависит от отношения окружающих. В зависимости от характера отношений нервно-эмоциональное состояние инвалида улучшается или ухудшается. Пока мы можем утверждать, что в нынешней ситуации слепому не хватает душевного комфорта.

Почему атмосфера отчуждения во взаимоотношениях слепых и зрячих оказалась такой устойчивой? Причин несколько:

1. Психологический барьер во взаимоотношениях слепых и зрячих складывался веками, и как всякий стереотип прошлого он отступает медленно.

2. Как раньше, так и в настоящее время, население получает мало информации о слепых и их потенциальных возможностях, потребностях и трудностях.

Социологические исследования, проведенные кафедрой тифлопедагогики Шяуляйского пединститута (Литва), показали, что примерно 80% населения имеют представления о слепых только по художественной литературе и произведениям искусства.

Художественных произведений на эту тему не так много, кроме того, значительная часть незрячих литературных героев идеализирована, оторвана от реальной действительности. Не удалосьэтогоизбежать и В. Г. Короленко в его замечательной книге «Слепой музыкант».

Типичным образом слепого в изобразительном искусстве прошлого был нищий с холщовой сумкой на боку и мальчиком-поводырем. Нередко через образ слепого художники пытались выразить свою социальную идею, замысел. Так поступил и выдающийся нидерландский художник П. Брейгель. В середине XVI в. в Нидерландах свирепствовал кровавый испанский террор, развертывалась острая классовая борьба, рушились старые жизненные устои. Это породило у Брейгеля настроение отчаяния и безысходности, что нашло свое отражение в картине «Слепые». Для художника в данном случае было не так важно дать реальный образ слепых, как оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя, показать растерянность и беспомощность слепых, оказавшихся на краю обрыва. Хотя в реальной жизни такими цепочками, держась за палки друг друга, слепые не ходят.

Таким образом, художественная литература и искусствоне всегда объективно отражали образ слепого.

3. Тема об инвалидах в нашей стране в течение нескольких десятилетий фактически была закрыта. Средства массовойинформации замалчивали существование инвалидов и не интересовались их проблемами, а они тем временем все больше нарастали. Изредка печатались официальные статьи, в которых подчеркивались преимущества советской государственной системы социального обеспечения перед капиталистической, о льготах и преимуществах нашего пенсионного законодательства. Теперь-то мы хорошо знаем эти «преимущества».

Печать и радио даже избегали произносить слова— «слепые», «инвалиды». Лишь изредка печатали отдельные сенсационные сообщения, касающиеся слепых или других инвалидов.

Организацией Объединенных Наций 1982 год был объявлен годом инвалидов. Во многих странах проводились многочисленные мероприятия с целью привлечения внимания государственных учреждений и населения к проблемам инвалидов. В нашей стране такие мероприятия не проводились. Объяснение простое — у нас в стране с инвалидами проводится систематическая и планомерная работа, поэтому превращать ее в кампанию нецелесообразно.

В настоящее время ни слепые, ни зрячие не готовы к преодолению психологического барьера в своих взаимоотношениях — нет достаточной информации, отсутствует культура общения. Но преодолеть этот барьер обязательно надо.

Сохранению психологического барьера во взаимоотношениях между слепыми и зрячими способствуют также существующие организационные формы обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, специальные структуры учреждений, в которых они проводят многие годы: специализированный детский сад; специализированный детский дом; специальная школа-интернат. Выходят они из стен всех этих специализированных учреждений уже в возрасте 18—19 лет. Если при этом учесть существенные недостатки спецшкол в плане подготовки своих выпускников к труду и самостоятельной жизни, отсутствие глубоко продуманной системы обучения способам и формам общения и включения в социальную среду, то станет понятным, почему до 30% выпускников спецшкол не готовы к трудоустройству и самостоятельной жизни. Приходится направлять их на дополнительное обучение в школы восстановления трудоспособности слепых.