Что такое слепота и как с ней жить. Реабилитация. Сделай первым шаг навстречу слепому, страница 2

Потерявший внезапно зрение впадает в психическую депрессию. У одних она проявляется довольно бурно, но сравнительно скоро состояние стабилизируется. Другие замыкаются в себе и обычно долго и тяжело переживают случившееся. Мозг неотступно сверлит мысль — как быть, что делать? Ничего не зная о слепых, ослепший представляет будущее в самом мрачном свете. Мысли у него обращены в прошлое, он до мелочей вспоминает прожитые годы и живет этим прошлым.

Сила психологического воздействия зависит от характера и темперамента человека, возраста, образования, его жизненного опыта, от складывающейся жизненной перспективы, семейных взаимоотношений и даже обстоятельств, при которых произошло несчастье.

Молодые люди обычно тяжело переживают реакцию родителей на случившееся. В связи с этим надо сказать, что мужество родителей, их моральная поддержка и друзей могут оказать огромную помощь в становлении личности ослепшего.

Существуют разные точки зрения по вопросу о том, надо ли говорить ослепшему о безнадежности возвращения зрения или же продолжать поддерживать какую-то надежду. Кто должен сказать ему об этом — врач или родственники? Сторонники того, чтобы не обнадеживать зря ослепшего, исходят из стремления не терять времени и быстрее приступить к обучению, к адаптации инвалида к окружающей среде.

Ответить однозначно на этот вопрос нельзя. Прежде всего, должны учитываться индивидуальные особенности человека и психологическое воздействие слепоты на него.

Нередко бывает так, что ослепший не может примиритьсясосвоим несчастьем, всем своим существом он восстает против него, не может поверить, что это состояние необратимо. В этом случае так называемая «спасительная» или «успокоительная ложь», поддержка какой-то надежды смягчает силу отрицательного психологического воздействия.

Сказать больному о необратимости слепоты должен врач, а неродственники. Врач может профессионально и обстоятельно объяснить сложившуюся ситуацию и в случае необходимости дать какую-то надежду на лучшее будущее. Если родственники берутсязаосуществление «спасительной лжи», то больной, убедившись, что ему сказали неправду, в какой-то мере потеряет доверие к ним, а оно так нужно в этой сложной обстановке.

Разумеется, что замалчивание реальной ситуации не должно быть продолжительным. Оно необходимо для того, чтобы с меньшим нервным потрясением прошел психологический перелом в настроении ослепшего, в формировании у него разумно-оптимистического отношения к слепоте.    

Беспомощность, бездеятельность и одиночество вызывают апатию. Нередко ослепший замыкается в себе. Если такое состояние затягивается, то создается благоприятная почва для развития психологических комплексов и, прежде всего, комплекса неполноценности.

Кризисное состояние переживают и люди, постепенно теряющие зрение при прогрессирующем заболевании. Их пугает надвигающаяся слепота и трудности, связанные с ней, необходимость замены профессии, и нередко на менее интересную и ниже оплачиваемую. Для них наступает довольно сложный переходный период, когда они уже не могут пользоваться прежними навыками и приемами и еще не овладели навыками и умениями, не требующими зрительного контроля.

Слабовидящие, у которых пониженное зрение длительное время остается стабильным, могут пользоваться им при передвижении и в какой-то мере при выполнении домашних и профессиональных работ.

У слепорожденных и потерявших зрение в раннем детстве психических потрясений, как у внезапно ослепших, не бывает. Слепота для них является обычным состоянием, другого они не знали и не помнят. Вместе с тем, ребенок, потерявший зрение в раннем детстве, взрослея, все-таки переживает несколько психологических кризисов, связанных с осознанием того, что он не такой, как все остальные. Особенно тяжелый кризис приходится на переходный возраст, когда ребенок начинает отождествлять себя с другими сверстниками, которые могут кататься на велосипеде, преодолевать сложные препятствия, участвовать в недоступных для незрячих видах спорта, а он лишен такой возможности.