Этнические особенности познавательных процессов. Основные концепции, страница 9

В 1920-е годы в отечественной физиологии было распространено представление, что леворукость есть признак низкого культурного уровня, в доисторические времена процент леворуких был большим, а по мере культурного развития число леворуких число леворуких должно снижаться. Однако это предположение не подтвердилось. Напротив, у большинства людей наследственная тенденция пользоваться предпочтительно правой рукой прослеживается на всем протяжении человечества. Антропологи не обнаружили цивилизации, даже отдельного племени, состоящих только из левшей. Более того, раньше в Европе практически не было левшей, которых не заставляли бы писать правой рукой, но когда переучивание прекратилось, соотношение правшей и левшей не изменилось. Таким образом, в популяции число левшей как людей более чувствительных и менее абстрактных, чем правшей, не уменьшается, несмотря на ориентацию общества на правшей.

Многие антропологи пытались охарактеризовать познавательные процессы в различных культурах, исходя из представления о функциональной организации правого и левого полушарий головного мозга, обеспечивающих качественно различные мыслительные процессы. У большинства людей (у правшей)  правое полушарие перерабатывает информацию как целое, а в левом полушарии происходит последовательная переработка, наиболее важной, особенностью которой является использование речи. Данные фило-, антропо- и онтогенеза свидетельствуют о неравномерном развитии отдельных мозговых структур в виде более позднего формирования и созревания зон мозга, ответственных за сложные последовательные процессы переработки и кодирования информации. По-видимому, представители разных культур отличаются тем, какие мыслительные процессы им чаще надо использовать в конкретных практических ситуациях. Для развивающихся культур более характерны целостное чувственное отражение (конкретное узнавание, зрительно-пространственный анализ, целостное восприятие), эффективность в конкретных видах деятельности с опорой на прошлые знания, что обычно рассматривается как функция «правополушарных» процессов и стабильное ядро мозговой организации человека любой культуры. В то же время такие «левополушарные» процессы как абстрактное познание с помощью речи, аналитическое восприятие, обобщенное узнавание, произвольность и возможности прогнозировать – это те оперативные процессы, которые более характерны для представителей развитых культур. Они формируются в ходе воспитания и образования человека любой культуры и обеспечивают его индивидуально-изменчивое поведение.

Неравные в указанном отношении правое и левое полушария соединены в единый мозг, и парное их функционирование или межполушарное взаимодействие остается главным условием формирования оптимальной нервно-психической деятельности. Закон единства симметрии и асимметрии с прогрессивной тенденцией нарастания асимметрии мозга – это тот механизм, который помогает нам понять, с одной стороны, эволюцию и развитие человека, а с другой – особенности познавательных  процессов представителей различных культур.

Итак, анализ экспериментальных данных, накопленных психологами, нейро- и психофизиологами, позволяет сделать несколько общих выводов.

1.  Основной в определении этнических особенностей психики является социокультурная детерминанта.

2.  Структура познавательной деятельности на разных этапах исторического и культурного развития не остается постоянной, а перестраивается с изменением условий общественной жизни и конкретной практики. Главная особенность наблюдаемых сдвигов – это переход от непосредственного наглядно-действенного опыта к основам теоретического знания путем постепенного овладения отвлеченными понятиями, закрепленными в языке, т.е. в общефилософском смысле – переход от чувственного к рациональному.

3.  Принципы функциональной асимметрии и межполушарного взаимодействия мозга человека, единые для людей разных культур как видовые, в конкретных функциональных связях могут быть неодинаковыми для представителей разных этносов. Вместе с тем при соответствующих внешних условиях (среда обитания, воспитание, образование) именно эти принципы мозговой организации психической деятельности обеспечивают каждому человеку, независимо от его национальной или расовой принадлежности, разные познавательные возможности.