Этнические особенности познавательных процессов. Основные концепции, страница 7

С самого начала своего развития ребенок находится под воздействием системы отношений и, что особенно важно, под воздействием системы языка. Л. С. Выготский, формулируя основной закон развития психики, отмечал, что всякая высшая психическая функция в развитии ребенка «появляется на сцене» дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная, т. е. как функция интерпсихическая, второй раз—как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка, т. е. как функция интрапсихическая.

Высшие формы психической сознательной деятельности человека всегда опираются на внешние вспомогательные орудия и средства. Последние, будучи исторически сформированными, являются существенным фактором для установления функциональной связи между отдельными участками мозга—с их помощью те участки мозга, которые раньше работали самостоятельно, становятся звеньями единой функциональной системы. Эту сторону организации высших форм сознательной деятельности Л. С. Выготский назвал экстракортикальным принципом организации сложных психических функций.

А. Р. Лурия, сформулировавший теорию системной динамической локализации высших психических функций, рассматривал их как сложно организованные функциональные системы, отдельные компоненты которых локализованы в разных отделах мозга и сочетаются в различных комбинациях в зависимости от наличной задачи. Причем ни отдельные компоненты, ни связи между ними не складываются еще к моменту рождения ребенка.

Достижения отечественной генетики позволяют сделать вывод, что генетическая программа человека обеспечивает рождение индивида с универсальным и пластичным мозгом, спецификация которого формируется культурологически. Данное положение можно проиллюстрировать на примере развития языка. Ребенок выделяет из своего окружения звуки и другие признаки речи и, чтобы выразить мысль, строит первоначальные грамматические формы. Оказалось, что основы такой грамматики универсальны, одинаковы для всех языков. То есть механизм, посредством которого мысль облекается в упорядоченные символы, имеет прямую связь с глубинной морфофизиологической структурой мозга, типичной для всех людей, без которой не может существовать язык и мышление. Согласно современным представлениям, мозг человека, действительно, уже от рождения анатомически и физиологически подготовлен к переработке словесных сигналов. Об этом свидетельствуют, например, анатомические различия между полушариями мозга, свойственные уже человеческому плоду и выявленные даже при исследовании черепа неандертальца,—более крупные размеры височной доли левого полушария, которая, как известно, связана с речевыми функциями. Однако то, на каком языке будет говорить ребенок, каково будет конкретное содержание его мыс лей, зависит от того, с кем он будет общаться, и от условий окружающей его среды. Условия жизни, своевременность обучения, особенности воспитания и саморазвития—вот те причины которые, по словам генетика Н. П. Дубинина, вызывают широкую изменчивость речевых и интеллектуальных характеристик людей.