Этнические особенности познавательных процессов. Основные концепции, страница 6

Для отечественной психологии классическими стали экспериментальные исследования, проведенные выдающимся психологом А. Р. Лурия и его сотрудниками во время двух экспедиций по Средней Азии в 1931—1932гг. Они наиболее полно изложены в книге А. Р. Лурия «Об историческом развитии познавательных процессов», знакомство с которой позволяет представить конкретный ход и специфику работы этнопсихолога - практика. Задача исследований—анализ социально-исторических основ формирования психических процессов — определила выбор условий, методов и объекта изучения. Двадцатые-тридцатые годы XX в. были временем коренных изменений социально-экономического быта Узбекистана. Это позволило исследовать как отсталые, неграмотные группы населения, живущие в отдаленных кишлаках и находящиеся под сильным влиянием мусульманской религии, так и людей, которые уже входили в активную коллективную жизнь и, оторвавшись от непосредственной практической деятельности, стали овладевать, будучи взрослыми, чтением, письмом, арифметикой, т. е. теоретическими знаниями. Были использованы не стандартные психологические тесты, а специально разработанные пробы, которые отражали имеющийся у испытуемых практический опыт и поэтому не могли быть расценены как бессмысленные. Психологические задания допускали несколько решений, каждое из которых могло характеризовать определенную структуру познавательной деятельности. Например, задачи на обобщение формулировались так, что решение могло носить наглядно-действенный, ситуационный или отвлеченный (категориальный) характер. Это позволяло провести качественный анализ полученных данных. Все опыты начались с обязательного установления контакта с испытуемыми путем длительных бесед (часто коллективных) в непринужденной обстановке на узбекском языке. Лишь постепенно, как естественное продолжение беседы, в разговор включались заранее подобранные задания, напоминавшие распространенные у населения загадки. Опросы женщин проводились только женщинами-исследователями, так как лишь они могли (имели право) входить на женскую половину.

В целом результаты исследований показали, что изменение основных форм деятельности (переход к коллективным формам труда), овладение грамотой и основами теоретических знаний радикально меняют психическую жизнь человека. Это не ограничивается простым расширением кругозора, а проявляется в создании новой системы мотивов и в изменении структуры познавательных процессов.

Многие ученые отмечают, что представители народов со слаборазвитой культурой обнаруживают высокую обучаемость. Причем динамика обучаемости у детей таких народов иногда была выше, чем таковая, например, у американских детей. Следовательно, «зона ближайшего развития» у детей, живущих в условиях слаборазвитой культуры, может оказаться даже большей, чем у детей, живущих в условиях развитой культуры. Поэтому, как подчеркивал А. Р. Лурия, понятие «психология отсталых народов» должно быть заменено понятием «психология развивающихся народов», подтверждением чего может быть исследование исторического развития способов переработки информации.

Таким образом, при этнопсихологических исследованиях целесообразным представляется применение культурно-опосредованных психологических методов. В качестве ориентационной может быть предложена культурно-историческая концепция, разработанная Л. С. Выготским, А. Р. Лурия и А. Н. Леонтьевым. Согласно этой концепции, исторически сложившаяся предметно-практическая деятельность человека, опосредованная знаковыми коммуникативными системами (язык и вербально-логиче-ские коды, которые дают возможность выходить за пределы непосредственного опыта), формирует психику и сознание человека. Психическая жизнь человека опосредуется системой орудий, с помощью которых он воздействует на среду, и вещей, которые являются продуктом жизни прежних поколений. В результате усложнения практической деятельности у человека возникают новые мотивы, задачи, способы поведения, приемы усвоения информации, системы активного отражения действительности.