Этнические особенности познавательных процессов. Основные концепции, страница 8

В данном контексте интересны исследования доминантности правого и левого полушарий головного мозга для восприятия определенных звуков, проведенные японским нейрофизиологом Т. Цунодой. Изучались элементы речи представителей разных языков: западноевропейских, китайских (различные диалекты), корейского, вьетнамского и др. Это позволило судить о конкретных психофизиологических механизмах формирования посредством родного языка особенностей речевых, познавательных и эмоциональных процессов различных этнических групп. Исследования, проведенные с испытуемыми—японцами, показали доминантность левого полушария, как для произносимых слогов, так и для «стабильных гласных» в японском языке. Обнаружено, что мозг способен выделять структурные характеристики звуков и что правосторонняя или левосторонняя доминантность мозга определяется на основе  структуры услышанных звуков. У всех японцев гласные звуки, а также плач, смех, жужжание насекомых быстрее анализировались левым полушарием. Другие группы в ответ на те же слуховые стимулы продемонстрировали иную полушарную доминантность: «стабильные гласные» и чистые тона вызывали доминантность правого полушария, а слоги—доминантность левого. Только лица, у которых родным языком был один из полинезийских, проявили те же особенности, что и японцы. Несмотря на такие различия, все же правильно считать «речевым» мозгом левое полушарие, так как во всех случаях оно является доминантным для речевых слогов. Вместе с тем общее для японского и полинезийских языков—присутствие в них большого количества слов, состоящих только из гласных, и слов, состоящих из .двух и более гласных и согласных. Поэтому в этих богатых гласными языках сами гласные столь же важны в узнавании слов и предложений, как и согласные. В результате гласные звуки обрабатываются в левом (т. е. в «речевом») полушарии, поскольку в этих языках они так же важны, как и другие звуки речи. И любой естественный звук, похожий на гласный по своему спектру (например, жужжание насекомых), обрабатывается в том же полушарии.

Язык тесно связан с эмоциями. Так, например, у японцев звуки, обусловленные эмоциями, обрабатываются в левом полушарии, и эта левая доминантность укореняется по мере развития речевой способности. Затем левое полушарие становится доминантным для эмоциональных функций — в результате ассоциаций между обусловленными эмоциями звуками и связанным с эмоциями опытом. У неяпонцев эти процессы происходят в зависимости от их правополушарной доминантности. Можно сказать, что латерализация эмоций приобретается посредством родного языка, поскольку, по данным Т. Цуноды, у японцев эмоциональные процессы вместе с языковыми и основанными на языке логическими соотносятся с левым («речевым») полушарием головного мозга, у европейцев же языковые и связанные с ними логические функции соотносятся с левым («речевым») полушарием, а эмоциональные функции—с правым («неречевым») полушарием.

Дальнейшие исследования Т. Цуноты показали, что различия в характере доминантности определяются слуховой и лингвистической средой, а отнюдь не генетическими факторами. Изучение механизмов организации речи у группы японских эмигрантов, для которых испанский, португальский или английский с детства был родным языком, продемонстрировало, что они проявляли характер доминантности по западному типу. А американцы и корейцы, выросшие в Японии, проявляли доминантность японского типа. Это еще раз подтверждает вывод о том, что восприятие мира преломляется в сознании человека в зависимости от практического опыта и сложившейся в языке системы связей.

А.Р. Лурия подчеркивал, что мозговая организация высших психических функций не является устойчивой и постоянной. Она меняется в ходе развития ребенка при усложнении функциональной структуры психических процессов. Причем в ходе развития меняется не только структура каждой конкретной функции, но и взаимоотношения высших психических функций (их соподчиненность). Изменения между основными психическими процессами, в свою очередь, влияют на соотношение основных мозговых систем.

В современной нейрофизиологии считается, что принципы мозговой организации психофизиологических процессов человека можно понять только исходя из фундаментальных законов природы, одним их которых является закон единства симметрии и асимметрии.  Известно, что в ходе эволюционного развития материи от химической формы движения до биологической, обнаруживается общая тенденция уменьшения симметрии и увеличения асимметрии, поэтому, как отмечал еще В.И. Вернадский, правые и левые явления оказываются различными. Нарушение равновесия между правыми и левыми формами в человеческой популяции может быть представлено как резкое преобладание праворукого большинства людей (моторная асимметрия), тогда как леворукие составляют незначительное меньшинство.