Этнические особенности познавательных процессов. Основные концепции, страница 4

Обобщая результаты первых экспериментально-психологических межкультуральных исследований, можно сделать два основных вывода. Во-первых, интеллектуальные процессы человека, живущего в условиях примитивной культуры, не имеют фундаментальных отличий от таковых у современного человека. Основное отличие мышления людей примитивной культуры заключается в том, что они обобщают факты внешнего мира в иные категории, по сравнению с теми, которыми привыкли пользоваться мы. Во-вторых, особенности мышления примитивных людей не являются результатом их расовой неполноценности, продуктом их верований и убеждений, они могут быть поняты, только исходя из реальных условий, в которых живут эти люди, и того языка, которым они пользуются.

Так, ведущий представитель культурного детерминизма в развитии психики человека американский антрополог, этнограф и лингвист Ф. Боас в книге «Ум первобытного человека» сделал вывод, что нет никаких оснований для отождествления расы и культуры. Семьи языков не соответствуют расам, определяемым на основе каких-то простых наборов физических признаков или даже невероятной смеси самых разных критериев—географии с анатомией или языка с цветом волос. Люди, относящиеся к одной и той же расе, могут принадлежать к различным культурам (например, индейцы Перу и Северной Канады). Коренные изменения языка и культуры не сопровождаются морфо-функциональными изменениями. И если биологизаторские теории действительно могли послужить почвой для расистских выводов и положений, например о том, что умственные способности врожденны и, следовательно, в образовании надо ориентироваться только на элиту, то в теориях Боаса и его последователей, подчеркивающих определяющее значение среды, культуры и воспитания, считалось, что необходимо искоренять социальное и расовое неравенство.

С 1930-х годов во всем мире возникает и увеличивается интерес к сравнительно-историческому анализу психических процессов человека. Это исследования, известные под общим названием кросскультурные, или исследования проблем формирования психики в условиях различных культур. В целом можно выделить две основные концепции изучения психических процессов, которые, по словам А.Р. Лурия, способствовали внедрению научного метода в этнопсихологические исследования.

Первая концепция  сформулирована в трудах французского исследователя  К. Леви-Стросса. Он исходил из того, что основные логические операции на разных этапах исторического развития остаются одними и теми же. Человек примитивного общества так же, как и человек развитой культуры, ищет пути к объективному знанию, исходит из активных гипотез, пытается упорядочить свое мышление и свой опыт в известные логические системы. Но, классифицируя поступающую информацию, он выбирает иные, более наглядные и непосредственно воспринимаемые признаки, способы обобщения остаются многообразными и неустойчивыми. Таким образом, если у культурного человека в основе мышления лежат устойчивые, однозначно логические основания, то примитивного человека отличает тенденция связывать вещи, которые могут быть связаны друг с другом только в соответствующей ситуации (например, топор и очки объединяются по признаку их «нужности» для человека). Эти положения Леви-Стросса близки к концепции выдающегося отечественного психолога Л. С. Выготского, сформулированной на три десятилетия раньше. Выведение причин различных форм логического мышления из основных форм практики субъекта, а не из его внутренних психологических особенностей—один из наиболее прогрессивных выводов современной сравнительной психологии.