Кора полушарий головного мозга. Локализация функций. Проекционные центры, страница 5

Возникновение сенсорной афазии связано с патологией центра Вернике.

Амнестическая афазия затруднение (нарушение) подбора нужного названия для конкретного предмета. Поэтому в такой речи мало существительных и изобилие глаголов. Возможность описания предмета и понимание назначения предмета сохранены. Поэтому при предъявлении предмета и просьбе назвать предмет ответы звучат так: «Это то, из чего пьют» (стакан), «чем закрывают» (ключ), «чем пишут» (авторучка). В части случаев подсказка (буквы, слова) помогает вспомнить нужное слово. Но это наблюдается не всегда. Воз-222

КОРА ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

никновение этого варианта афазии связывают с патологией темен-но-височных отделов (поля 37, 40).

Семантическая афазия проявляется нарушением понимания сложных логико-грамматических конструкций, пространственных отношений, иносказаний. Для пациента невозможен (затруднен) анализ сравнительных, пространственных и временных отношений, конструкций родительного и творительного падежей, инвертированных конструкций. Нарушено понимание переносного смысла слов, пословиц и поговорок.

Аграфия. Изолированно нарушение письма возможно при поражении заднего отдела левой средней лобной извилины. Аграфия обычно сопутствует алексии, моторной и сенсорной афазии (страдает выделение информативных фонем, перешифровка фонем в графемы, преобразование моторного образа слова в сответствующие тонкие дифференцированные движения).

В тяжелых случаях письмо невозможно (сохранность подписи, написания своей фамилии или некоторых укоренившихся аббревиатур не является доказательством сохранности графических возможностей, так как их начертание становится чисто двигательным автоматизмом).

В более легких случаях выявляются пропуски или замена букв (литеральная параграфия), пропуски или замена слов (вербальная параграфия). Для больного значительные трудности представляют письмо под диктовку, копирование заданного текста, написание сочинения на заданную тему.

Алексия. Развитие изолированной алексии связывают с поражением левой угловой извилины. Нарушения чтения также сопутствуют сенсорной и моторной афазии.

Нейропсихолингвисты выделяют варианты алексии. Афатиче-ская алексия характеризуется непониманием прочитанного, пропусками, перестановками и заменами букв и слов — литеральными и вербальными паралексиями. Оптической алексии свойственно неузнавание букв и слов. При алексии страдает чтение как вслух, так и про себя.

Акалькулия нарушение способности производить арифметические действия (нарушение счета). Акалькулия также обусловлена поражением левой угловой извилины. Может входить в синдром афа-тических или агностических расстройств. При акалькулии могут нарушаться понимание оптико-пространственных соотношений (17

223

Глава 8___________________-__________________________

и 71), оценка различных числовых значений, выполнение счетных операций, возможно отчуждение смысла цифр.

8.4. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Высшие мозговые функции реализуются в системе совместно работающих долей и полушарий головного мозга, но каждый из отделов вносит своей специфический вклад в функционально-динамическое целое. В частности, полушария головного мозга латера-лизованы по определенным функциям, т. е. функционально асимметричны. Однако в выполнение любой латерализованной функции противоположное (субдоминантное) полушарие обычно вносит значимую лепту. Ставить знак равенства между понятиями «доминантное полушарие» и «левое полушарие» неправомерно, так как доминантным может быть и правое полушарие.

Причины латерализации функций остаются дискутабельными. В частности, причину асимметричного представительства речевых функций усматривают в преимущественной роли правой руки в овладении высшими двигательными навыками и навыком письма.