Кора полушарий головного мозга. Локализация функций. Проекционные центры, страница 4

220

КОРА ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА

экстрапирамидной патологии также могут сопутствовать речевые нарушения — «речевая атаксия», скандированная речь, смазанная и маломодулированная речь и т. д. Одним из проявлений истерии может быть мутизм — отсутствие речи при сохранности всех структур, обеспечивающих речь. Наконец, при поражении различных отделов коры левого полушария развиваются речевые нарушения — афазия (греч. phasis — речь). Признаки паралича и инкоординации мышц, обеспечивающих речь, симптомы истерии при афазии отсутствуют.

Предложены разные варианты классификации афазий. Выделение «чистых» вариантов афазии достаточно условно, так как обычно удается обнаруживать признаки «смешанной» афазии. В клинической практике обычно ограничиваются выделением моторной, сенсорной, амнестической и семантической афазий.

Моторная афазия. На ранних этапах онтогенеза путем многократных проб и ошибок мы находим нужные иннервации для артикуляции отдельных звуков, нужную «кинетическую мелодию» для необходимого слова и произносим столь долгожданное от нас слово «мама». При последующих повторениях моторный образ слова (матрица) «мама» закрепляется в памяти и у большинства остается на всю жизнь.

На протяжении многих десятилетий мы постепенно накапливаем моторный «словарный запас».

Следовательно, моторная афазия — это утрата моторных образов слов. Взрослый человек с моторной афазией как бы уподобляется ребенку, который еще не научился говорить. Такой вариант афазии обычно развивается при поражении центра Брока.

В тяжелых случаях моторной афазии речь отсутствует или сохраняются лишь отдельные слова-эмболы («тетели-петели», «та-ти-ту-ти-та»), т. е. «ненужные щепки, оставшиеся после кораблекрушения». Понимание речи может быть в значительной мере сохранным.

В более легких случаях обнаруживается большая сохранность номинативной функции речи, но выпадают союзы, предлоги, отсутствует склонение, спряжение. Поэтому определяются многочисленные аграмматизмы (на вопрос: «Живы ли Ваши родители?», отвечают: «Отец нет, мать удар»). Больные путают близкие по произношению звуки, заменяют артикулемы (вместо «мама» — «бама», вместо «халат» — «хадат»). Характерен «телеграфный стиль». Обычно нарушается чтение и письмо. Больные замечают искажения слов в своей речи, пытаются исправить, помогают жестами, мимикой, интонациями, сердятся на себя.

221

Глава 8

Своебразный вариант моторной афазии развивается при поражении кпереди от центра Брока — лобная «динамическая» афазия. Ее характеризует утрата «речевой инициативы», нарушение схемы целого высказывания и «внутренней речи», патологическая инертность — персеверации (вместо «муха» — «му...му...му»).

Часто проводят параллели между моторной афазией и апраксией. По поводу подобных сопоставлений известный афазиолог высказался так: «...обе имеют так мало общего, как бросок хищной птицы со стратегическим планом генерального штаба».

Сенсорная афазия это утрата сенсорных образов слов, сформировавшихся и накопившихся в процессе онтогенеза. В основе лежит нарушение фонематического слуха, т. е. слуха на смыслоразличи-тельные признаки языка (в русском языке: звонкость и глухость (б—п, д—т), ударность и безударность (замок — замок, мука — мука); твердость и мягкость (пыл — пыль, был — быль, мел — мель) и др.). Поэтому у пациентов нарушен анализ звукового состава слова, появляются литеральные («голос» — холос, колос, горос) и вербальные («забор» — собор, запор; «коза» — коса; «бочка» — дочка, ночка, точка) парафазии. Речь говорящего воспринимается как неизвестный иностранный язык.

При сенсорной афазии страдает не только звуковая сторона речи, но и смысловая: возникает отчуждение смысла слов, их предметная отнесенность.

Нарушается и речь пациента. Внешне он представляется многословным и говорливым, однако его вербальная продукция представляет набор бессмысленных, искаженных, нечленораздельных звуков и слов («салат из слов», «словесная окрошка»). Больной высказывает неудовольствие тем, что окружающие его не понимают. Утрачивается также способность чтения и письма.