Кора полушарий головного мозга. Локализация функций. Проекционные центры, страница 2

центр артикуляции речи (экспрессивной речи, центр Брока) — задняя треть нижней лобной извилины;

акустический центр речи (импрессивной речи, центр Вернике) — задняя треть верхней височной извилины;

оптический центр речи (центр лекции) — угловая извилина нижней теменной дольки; сюда же проецируют и центр счета (каль-кулии);

— центр письменных знаков (центр графин} — задний отдел средней лобной извилины.

Следует принять к сведению, что многие центры (Брока, Вернике, праксии, лексии, графии) имеют одностороннюю локализацию:

у правшей — в левом полушарии, у левшей — в правом.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что клиническое понятие «центр» — это достаточно условное понятие. Локализация симптома и локализация функции — это не однозначные понятия, не синонимы.

8.3. НАРУШЕНИЕ ВЫСШИХ МОЗГОВЫХ ФУНКЦИЙ 8.3.1. Агнозия

Гнозия (греч. gnosis знание) — способность узнавать стимулы, порождаемые внешними и внутренними событиями. Мы не только видим (слышим, ощущаем запах и др.), но и узнаем источник раздражения (на основании предшествующего опыта). В процессе онтогенеза мы накапливаем дифференцированные сенсорные образы, инициируемые зрительными (предметы и цвета), слуховыми (звуки рояля, будильника, трамвая), вкусовыми (сахар, соль) и другими раздражениями.

Агнозия — нарушение процессов узнавания при сохранности общей и специальной чувствительности и сознания. Следовательно, при агнозиях «простые» виды чувствительности сохранены, нарушена сложная аналитико-синтетическая деятельность анализаторных систем.

______________________________________

Астереогноз нарушение узнавания знакомых предметов путем ощупывания (без зрительного контроля и при сохранности общей чувствительности). Пациент может описать отдельные свойства предмета (тяжелый, плоский, теплый и т. д.), но не может назвать предмет (монета, авторучка). Неузнавание предмета на ощупь при патологии общей чувствительности определяется как псевдоастерео-гноз.

Зрительная агнозия неузнавание реальных предметов или их изображений. Возникает обычно при двустороннем поражении затылочной доли (поля 18, 19). Пациент не узнает предметы, хотя продолжает видеть («душевная слепота»): если предметы находятся на пути его движения, он их обходит.

При агнозии пациент может воспринимать лишь отдельные части предмета (изображения), видеть только один предмет, воспринимать лишь контуры предмета в целом. Узнавание резко ухудшается, если предъявлять пациенту наложенные друг на друга изображения предметов, контурные или перечеркнутые рисунки.

Может страдать зрительно-пространственная ориентировка и пространственное мышление: трудно определить расположение стрелок на часах, распознать близкие по написанию цифры и буквы, вычленить простую фигуру из сложной, пространственно увидеть и посчитать число стереотипных фрагментов (например, кубиков) в фигуре.

При правополушарных процессах может возникать неузнавание знакомой улицы (комнаты), нарушение топографической памяти. Иногда развивается цветовая агнозия: разница между цветами улавливается, но классифицировать предметы по цвету не удается.

Слуховая агнозия — утрата способности различать характерные предметные звуки. Пациент слышит звуки, но дифференцировать их (звуковой сигнал машины и телефона, электрический звонок и лай собаки, тиканье часов и журчание воды) не может, звуки утрачивают специфическое сигнальное значение. Развитие слуховой агнозии предполагает двусторонний патологический процесс.

Одним из вариантов слуховой агнозии является амузия — нарушение узнавания знакомых мелодий. Музыкальные способности обычно локализуют в правой височной доле.

Обонятельная и вкусовая агнозии утрата способности идентифицировать запахи и вкусовые ощущения. Встречаются редко, вероятно возникают при двусторонних очагах.

Нарушение центра схемы тела (поле 40), особенно при правопо-лушарных процессах, сопровождается развитием аутотопагнозии (расстройство ориентировки в собственном теле, нарушение узнавания его частей); анозогнозии (отсутствие представления о своей болезни, неосознание двигательного, зрительного или иного дефекта);