Дифференциальный метод. Метод замещения. Косвенный метод. Меры электрических величин, страница 2

б)          относительная погрешность- отношение абсолютной погрешности к действительному значению измеряемой величины в процентах:

в) погрешности показаний стрелочных измерительных приборов выражаются  в  процентах от  номинального  значения  (верхнего  предела измерительного    прибора)    измеряемой    величины,    характеризующего прибор; в этом случае они называются приведенными относительными погрешностям, т. е.

     или                               (1)

где An - предельное значение измеряемой величины (наибольшее ее значение по шкале прибора).

По ГОСТ нумеруется наибольшая приведенная погрешность, по величине которой измерительные приборы разделяются на семь классов точности; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0. Значение класса точности прибора помещается на лицевой стороне прибора внутри небольшого кружочка или без кружочка. Зная класс точности, легко определить наибольшую абсолютную погрешность. Действительно, согласно формуле (1)

                                                (2)

Класс точности - это абсолютнаяошибка прибора в процентах номинального значения измеряемой величины. Так как абсолютная погрешность (определяется выражением (2)) остается постоянной по всей шкале, то относительная погрешность будет тем больше, чем меньше значение измеряемой величины.

В электрических измерениях в качестве эталонов  часто   применяются магазины сопротивлений, емкостей, индукгивностей. Для таких приборов класс  точности   указывает    на возможное   отклонение   от набранного значения, выраженное в процентах.

Для магазинов класс точности равен их относительной ошибке, которая одинакова для любого набранного значения.

Графическое представление результатов

Зависимость одной физической величины от другой, например у=f(x), может изображаться графически. Для построения пользуются в большинстве случаев прямоугольной системой координат.

На миллиметровой бумаге откладывают по оси абсцисс в произвольно выбранном масштабе значения одной из величин, а по оси ординат -значения другой величины, и полученные на плоскости точки соединяют непрерывной плавной кривой, проходящей через доверительный интервал; если плавная кривая не получается, в наблюдениях допущены ошибки.

Пользуясь кривой, можно в пределах проведенных наблюдений интерполировать, т. е, находить значения величины у для таких значений х, которые не измерялись. Из точки оси абсцисс проводят ординату до пересечения с кривой; длина ординаты представляет значение у для соответствующего значения величины х. На рис. I приведен пример построения кривой по экспериментальным точкам. Численные значения результатов измерений определяются доверительным интервалом или приборными ошибками. В данном примере величина х измерялась точнее, чем величина^, поэтому экспериментальные точки приняли вид штрихов.

Кроме системы координат с равномерным масштабом применяют полулогарифмические и логарифмические шкалы. Полулогарифмическая система координат (рис.2) удобна для построения кривых вида



Если значение х откладывать по оси абсцисс (равномерная шкала), а значения у по оси ординат (логарифмическая шкала), то график даст прямую линию.

Правила при работе в лаборатории электрических и магнитных измерений

1.  При сборке схемы необходимо следить за тем, чтобы включаемые измерительные приборы, реостаты и аппараты соответствовали рабочим значениям токов и напряжений.

2.  Сборку  сложных схем  следует начинать  с основной     последовательной цепи, а затем уже подключать параллельные цепи.

3.  Собранную схему должен проверить преподаватель. После разрешения преподавателя можно включить схему под напряжение.

4.  Всякие пересоединения в схеме должны выполняться при выключен ных   источниках.   После   каждого   пересоединения   схема   проверяется преподавателем.

5.  По окончании работы каждый студент должен получить у преподавателя пометку, что результаты работы верны. Только после этого можно приступить к разборке схемы, отключив предварительно питание.