Основные характеристики судна, общее расположение и архитектура. Атомоход "Ленин 1", страница 5

Валопроводы с гребными винтами. На ледоколе смонтированы три линии валопроводов: правого борта, средняя и левого борта. Каждая линия жестко соединена с фланцем соответствующего электродвигателя. Бортовые валопроводы имеют одинаковую длину, одинаковые углы подъема по вертикали и схождения к носу по горизонтали. Валопровод средней линии расположен в диаметральной плоскости и также имеет подъем по вертикали. На каждой линии установлены тормоза, валоповоротные устройства и датчики электротахометров. Все валы рассчитаны на прочность с учетом динамической нагрузки, возникающей при заклинивании и ударах гребных винтов в условиях ледового плавания. Наименее прочным элементом валопровода является лопасть гребного винта. Гребные валы бортовых линий вынимаются наружу, валы средней линии – внутрь судна. Валы выполнены из качественной легированной стали с временным сопротивлением 75кг/мм2 пределом текучести 50кг/мм2. Гребной вал средней линии диаметром 740мм и длиной 9175мм весит 26.8т. Гребные валы бортовой линии имеют диаметр 712мм, длину 18406мм и вес 45т.

Все подшипники имеют принудительную смазку от масляных насосов, обслуживающих подшипники гребных электродвигателей. Для смазки дейдвудных труб используется забортная вода, поступающая самотеком и от специального насоса, установленного в кормовой электростанции; кроме того, предусмотрен резервный подвод воды от пожарной магистрали. Гребные винты – четырехлопастные со съемными лопастями. вес среднего винта составляет 30т, бортовых – по 22.5т.

Вспомогательные электростанции. На ледоколе имеются носовая и кормовая вспомогательные электростанции. В носовой установлено три турбогенератора, в кормовой два турбогенератора и один дизель – генератор мощностью по 1000кв каждый. Эти установки обеспечивают работу электродвигателей вспомогательных механизмов и всей осветительной аппаратуры судна. Каждый турбогенератор состоит из конденсационной паровой турбины активного типа и генератора переменного тока. Проточная часть турбины состоит из одной регулирующей ступени, выполненной в виде двухвенечного колеса скорости и пяти ступеней давления. Ротор турбины цельнокованый. Передача мощности от турбины к редуктору осуществляется через эластичную муфту. Допускается работа турбины на насыщенном паре, при этом мощность агрегата составит 1000квт. Число оборотов турбины 6700 об/мин, генератора – 1000об/мин. Дизель – генератор таких же параметров используется как резервный. Кроме того, на судне в специальном помещении установлены два аварийных дизель – генератора мощностью по 100квт каждый. Все генераторы дают переменный 3 – фазный ток напряжением 400в.

Вспомогательная котельная установка. На шлюпочной палубе ледокола оборудовано котельное отделение, в котором установлены два паровых котла производительностью 5000кг/час насыщенного пара давлением в 28кг/см2. Эти котлы будут обслуживать бытовые нужды  ледокола при неработающей атомной установке. Котлы оборудованы поршневыми питательными насосами производительностью 15м3/час, подогревателями питательной воды производительностью 5м3/час, теплыми ящиками с фильтрами, топливными паровыми поршневыми насосами производительностью 2м3/час, подогревателями топлива, электровентиляторами и др. При работающей атомной установке снабжение паром всех бытовых нужд производится через третий контур (пар вырабатывается в испарителях где первичной средой является пар второго контура).

            Общесудовые системы и устройства.

Противопожарные системы. Ледокол оборудован тремя противопожарными системами: водяной, паровой и жидкостной. Противопожарная водяная система является основной и обслуживается пятью электронасосами общей производительностью 850т/час. Для поддержания пожарной магистрали в состоянии постоянной готовности у одного насоса установлена специальная пневмоводяная  цистерна с реле давления, при помощи которого при начале пользования пожарной системой насос включается автоматически.

Паровая противопожарная система используется для тушения пожаров в топливных цистернах. Пусковая арматура этой системы расположена в двух станциях на верхней палубе в оконечностях ледокола.