Основные характеристики судна, общее расположение и архитектура. Атомоход "Ленин 1", страница 3

Корпус ледокола Ленин по конструкции значительно отличается от других ледоколов отечественной постройки. Днище, борта, внутренние палубы, платформы и верхняя палуба в оконечностях набраны по поперечной системе, а верхняя палуба в средней части — по продольной. Размер шпации 800 мм. Промежуточные шпангоуты установлены по всей длине судна от второго дна до жилой палубы. Набор носовой и кормовой оконечностей веерный; шпангоуты в этих районах расположены нормально к обшивке.                                                                                                                                                       Целиком сварной корпус ледокола набран по поперечной системе, наиболее стойко воспринимающей большие всесторонние давления при плавании во льдах. Форма обводов выбрана с расчетом на плавание как в битых льдах (заостренная форма форштевня для раскалывания и раздвигания льдин), так и в сплошных льдах (угол наклона форштевня обеспечивает проходимость судна в сплошном льду).

Высокие усилия, возникающие при работе ледокола и сплошных льдах, потребовали установки усиленного бортового набора по всей длине судна, а также усиленных палуб и платформ, воспринимающих реакции шпангоутов. Наружная обшивка имеет ледовый пояс толщиной 36 мм н средней части, 52 мм в носовой и 44 мм в кормовой оконечностях.   Нижняя   и   верхняя   кромки   ледового пояса расположены с учетом максимальной и минимальной осадок ледокола. Для восприятия возможных случайных ледовых нагрузок поясья ниже и выше ледового пояса также имеют повышенную прочность.

Главные поперечные водонепроницаемые переборки, делящие судно на отсеки, идут от днища до верхней палубы. Главные продольные водонепроницаемые переборки, расположенные на значительной части длины судна и образующие бортовые отсеки, цистерны и коридоры электропроводов, установлены на минимальном расстоянии от бортов с целью уменьшения крепа при затоплении.

Для постройки корпуса ледокола был применен наиболее современный пирамидальный способ. Это позволило устранить сварку в замкнутых контурах, создало возможность свободной усадки, уменьшило деформацию корпуса, повысило его прочность. Надстройки ледокола были разбиты на 4 блока с максимальным весом 300 г; они были изготовлены на специальных площадках вне корабля. Максимально насыщенные блоки грузились на судно после его спуска на воду мощными плавучими кранами. Сборка и сварка литосварных конструкций 30-тонного форштевня и 86-тонного ахтерштевня производилась на специальных площадках после чего они устанавливались на судно.


Главные вспомогательные механизмы.

Энергетическая установка ледокола работает по следующей схеме:

Выделяемое в реакторе тепло используется для получения перегретого пара в парогенераторах, пар направляется к главным турбогенераторам, от которых электроэнергия подается на гребные электродвигатели. Якоря гребных электродвигателей спарены с гребными валами. Турбоэлектрическая установка обеспечивает судну большую маневренность и несложность управления.

Атомная установка. На ледоколе установлена три реактора водо-водяного типа. В качестве замедлителя и теплоносителя использована обычная вода. Характерной особенностью реакторов данного типа являются довольно высокие параметры рабочей среды коммуникаций первого контура, соединяющего реакторы с парогенераторами. Это обстоятельство поставило жесткие условия в вопросах подбора материалов, режимы производства сварочных работ и контроля сварных соединений. Все сварочные соединения проверялись рентгеном и гелиевым течеискателем.

Из трех установленных на судне реакторов один является резервным, два других полностью обеспечивают все эксплуатационные режимы ледокола. Реакторы установлены в металлических барабанах, вваренных в специальный бак из нержавеющей стали. Вода, циркулирующая в этом баке, является охладителем элементов первого контура и одновременно защитой от радиоактивных излучений установки. Все три реактора с производящими элементами смонтированы автономно. Давление в системе поддерживается путем автоматического включения электронагревателей, которые, испаряя воду, создают паровую подушку в специальных стабилизаторах давления. Циркуляция среды первого контура производится главными циркуляционными центробежными насосами горизонтального одноступенчатого типа с асинхронным электродвигателем переменного трехфазного тока мощностью 215 квт при 1480 об/мин. Номинальная производительность насосов 510 м3 /час.