Основные характеристики судна, общее расположение и архитектура. Атомоход "Ленин 1", страница 4

Для управления атомной установкой на ледоколе оборудованы два поста- основной и резервный. Автоматической регулирование атомной установки состоит из системы управления и регулирования процессов ядерного деления и системы управления и регулирования теплообмена между первым и вторым контурами в парогенераторах.

Все элементы биологической защиты атомной установки: вода, металл и тяжелый бетон гарантируют полную безопасность экипажа ледокола от радиоактивных излучений. Предусмотрена специальная дозиметрическая система контроля за степенью радиоактивности в помещениях, находящихся в пределах и за пределами защиты атомной установки. Оборудованы специальные помещения для дезактивации спецодежды. Смонтирован и оборудован новейшей измерительной аппаратурой специальный пост дозиметрической службы.

Система контроля за протечками в трубопроводах дает возможность быстро обнаружить, а следовательно, своевременно устранить течь.

Необходимая температура и разряжения в помещениях атомной установки поддерживаются с помощью групповой и индивидуальной искусственной и естественной вентиляции.

Атомная установка ледокола обслуживается рядом общесудовых систем (охлаждения, сточной, электроосвещения и др.).

Для обслуживания ледокола в эксплуатации строится плавучая, самоходная база, на которую могут быть приняты для длительного хранения имеющие активность вода и демонтированные детали атомной установки. Все емкости этой базы, предназначенные для хранения радиоактивных материалов, имеют защиту, обеспечивающую безопасность от радиоактивных излучений.

Использование атомной энергетической установки не только обеспечило ледоколу большую автономность плавания (до 2-3 лет), но позволило также сделать более просторными жилые помещения команды, значительное место отвести для хранения топлива, которым будут снабжаться караваны проводимых сквозь льды судов.

Главные турбогенераторы   расположены в двух турбогенераторных отделениях – носовом и кормовом. В каждом отделении находятся по две однопроточные турбины активно – реактивного типа. Проточная часть турбины состоит из одной активной и пятнадцати реактивных ступеней. Мощность каждой турбины 11000 л.с.

Выбранный тип турбины более приспособлен к быстрому изменению нагрузки и надежнее активного варианта благодаря большим радиальным зазорам и жесткости ротора, меньшим колебания упорного давления на переходных режимах и меньшей величине возмущающих импульсов от парового потока в облопатывании. Реактивный тип  турбины более строек к коррозийным воздействиям, а следовательно, и более долговечен по сравнению с активной турбиной. Это особенно важно, если учитывать, что работа главных турбогенераторов на ледоколе будет происходить в течение длительного времени на нагрузках, близких к  полной, с постоянными окружными скоростями на облопатывании. А следовательно, и относительно большой важностью пара.

Каждая турбина через редуктор вращает два двухъякорных генератора постоянного тока. длительная мощность генератора составляет  11500 л.с. при 595 об/мин с номинальным напряжением 600 в. Питание всех трех гребных электродвигателей может быть обеспечено одним турбогенераторным агрегатом. Генераторы имеют независимое возбуждение, вспомогательные полюса и компенсационную обмотку. Они выполнены в закрытом исполнении с принудительной вентиляцией по замкнутому циклу с двумя воздухоохладителями. Нагретый воздух нагнетается вентиляторными крылатками, закрепленными на валу генератора, в воздухоохладители, которые прокачиваются забортной водой. Охлажденный воздух в машине частично проходит по аксиальным каналам вала для охлаждения якорей и частично в верхнюю часть генератора для охлаждения якорей и частично в верхнюю часть генератора для охлаждения полюсов и обмоток.

Гребные электродвигатели. На ледоколе установлены три гребных двухъякорных электродвигателя постоянного тока: средний и два бортовых. На средний двигатель подается 50% всей вырабатываемой турбогенераторами энергии, а на бортовые по 25%. мощность среднего электродвигателя 19600 л.с. при 150-195 об/мин, напряжении 1200в и токи в каждом якоре 6400а. Мощность каждого бортового электродвигателя 9800 л.с. при 150-215 об/мин, напряжении 1200в, силе тока в каждом якоре 3200а. Общий вес среднего электродвигателя равен 180т, бортовых – по 103т. Воздух для вентиляции двигателей засасывается электровентиляторами из машинного отделения. Нагретый воздух поступает в воздухоохладитель и оттуда – обратно в машинное отделение.