Основные характеристики судна, общее расположение и архитектура. Атомоход "Ленин 1", страница 2

В носу и корме судна были установлены понтоны, которые значительно уменьшили осадку судна. В дальнейшем это позволило производить швартовные испытания в районе небольших глубин.

Арктическая навигация 1960 г. ознаменовалась участием первого в мире ледокола на ядерном топливе — атомохода Ленин. Ледокол Ленин явился воплощением достижений современной отечественной науки и техники. Его создание открыло новые возможности в освоении Арктики.


Назначение

Ледокол, судно, предназначенное для плавания во льдах с целью поддержания навигации в замерзающих бассейнах. Основное назначение Ледокола - разрушение ледяного покрова для прокладывания пути (канала) другим судам и оказания им необходимой помощи при движении во льдах, а также для самостоятельного плавания.

Основные характеристики ледокола

Длина:

наибольшая................................... 134,0 м

по КВЛ......................................... 124,0 м

Ширина наибольшая.................... 27,6 м

Осадка............................................     9,6 л

Высота борта................................... 16,1 м

Водоизмещение............................. 17 280 т

-Мощность главных турбин     .... 44 000 л. с.

Скорость на чистой воде.......... 18,0 уз

Упор гребных винтов на швартовах при перед нем ходе.........................................   330 тс

Численность команды................... 151 чел

Носовая оконечность ледокола имеет относительно острые (клинообразные) образования, а также наклон (срез) в подводной части под углом к ватерлинии 20-300, позволяющий ледоколу "вползать" на кромку льда. Форма кормовой оконечности рассчитана на продвижение во льдах задним ходом и защиту от ледовых повреждений гребных винтов и руля. Наклон бортов способствует разрушению и притапливанию льда при движении, а также уменьшению давления льда на корпусные конструкции во время сжатий. Отношение длины к ширине корпуса (3,5-5) обеспечивает как хорошую манёвренность во льдах, так и прямолинейность канала. Корпус (особенно в его носовой и кормовой оконечностях) придаётся значительно большая прочность, чем у судов других назначений. В районе переменной ватерлинии наружная обшивка утолщается, образуя т. н. ледовый пояс. Высокие требования предъявляются к непотопляемости судна и живучести судна.

Энергетическая установка рассчитана на частую и быструю смену режимов работы, она должна выдерживать почти мгновенную остановку (заклинивание) во льду гребных винтов и обладать высокой экономичностью для обеспечения возможно большей автономности плавания без пополнения запасов топлива. В связи с этим на ледоколе была установлена энергетическая машинная установка с электропередачей на гребные винты.

Архитектура и общее расположение

Ледокол Ленин — трехвинтовое судно.  По архитектурному типу он представляет собой гладкопалубное судно с умеренной   седловатостью, четырьмя непрерывными палубами, удлиненной тройкой и двумя мачтами. В кормовой части шлюпочной палубы имеется взлетно-посадочная площадка и ангардля вертолета. Дымовая труба отсутствует. Необычно большие размеры грот-мачты обусловлены ее использованием для вентиляции парогенераторной установки.

Применение атомной энергии определило особенности внутреннего расположения энергетических, жилых и служебных помещений судна. Корпус ледокола разбит главными поперечными водонепроницаемыми переборками на двенадцать отсеков. Две продольные переборки, идущие от второго дна до верхней палубы, образуют по бортам отсеки, в которых размещены главным образом балластные, топливные и другие цистерны, выше нижней  палубы — различные  кладовые,   служебные  помещения  и каюты команды.