Проектирование установки для гидроиспытаний, страница 25

специфический шипящий звук, исчезающий по мере срабатывания пасты и по существу определяющий интенсивность режущих свойств притира. По мере съема металла притир подтягивается, подмазывается свежей пастой и слегка смачивается чистым керосином.

Количество подмазок притира пастой находится в прямой зависимости от твердости материала доводимой детали. При доводке гильзы 3 из термообработанной стали ШХ15 количество подмазок может быть любым, вплоть до окончания предварительной доводки. Следует иметь в виду, что получение правильной формы доводимой детали (отсутствие конусности, корсетности, эллипсности и др.) возможно только в том случае, когда перемещение притира происходит плавно и с минимальным зазором. Диапазон увеличения диаметра притира при доводке отверстий и уменьшения его диаметра при доводке наружных поверхностей зависит от диаметра доводимой детали.

Т.к. отверстие гильзы в начале доводки имело диаметр 18,02 мм, тогда притир должен иметь диаметр 18,00 мм. После нескольких подтяжек диаметр притира увеличился до 18,01 мм, но гильза требует дальнейшей доводки, так как имеются риски, задиры и другие погрешности на ее поверхности. Дальнейшая работа этим притиром нецелесообразна из-за того, что при следующих подтяжках на притире образуется конусность. Притир следует заменить на другой с диаметром 18,02 мм и продолжать доводку.

Предельное   приращение   диаметра   притира   определяется   перед началом доводки по эмпирической формуле

, где d — начальный диаметр притира в мм.

После окончания предварительной доводки, когда получены требуемая шероховатость и необходимая геометрия каждой пары, а их размеры обеспечивают   достаточный   взаимный   натяг   при    пробных    сопряжениях,

 


приступают к окончательной доводке. Необходимо подчеркнуть, что доводка любой пары, как правило, начинается с отверстия. Окончательная доводка отличается от предварительной тем, что оба притира и детали пары промывают в чистом керосине. При этом притиры должны быть сняты с оправок. После промывки притиры снова надевают на оправки и выхаживают детали притирами без пасты, смазанными легким маслом, например АГМ. При выхаживании детали промытым притиром также снимается некоторое количество материала с деталей пары, так как притир шаржирован частицами абразива. Шаржирование абразивом имеется на любом притире, даже короткое время участвующем в доводке. Глубина шаржирования (вкрапления абразивов) зависит от зернистости порошка — чем мельче зерно, тем тоньше слой абразивов в теле притира. Принято считать, что глубина шаржирования равна 1/6 среднего размера зерна данного порошка.

Практика доводочных работ показывает, что запаса режущих свойств шаржированного притира вполне достаточно для некоторого выравнивания формы детали в период окончательной доводки. Затем притир натирают тонким слоем пасты ГОИ, смачивают керосином и продолжают процесс окончательной доводки. Показателем конца доводки будет состояние плотного взаимного перемещения деталей пары. Затем следует процесс спаривания, который заключается в том, что плотное взаимное перемещение деталей пары ослабляется до нормального путем взаимного перемещения деталей пары в сопряженном состоянии, с периодической подмазкой пастой ГОИ.

Готовое прецизионное сопряжение должно иметь такое состояние,     когда детали пары, смазанные дизельным топливом, двигаются относительно        друг друга под действием собственного веса. Основным ориентиром для           начала процесса спаривания прецизионной пары является критическое                усилие, которое не должно превышать вес подвижного элемента пары более                             чем в 8 раз. Как правило, весь  процесс  получения  прецизионного  сопряжения

происходит без замеров диаметров деталей пары. Контрольные измерения начинают в начальной стадии спаривания.