Проектирование плана и продольного профиля трассы новой железной дороги: Методическое пособие, страница 23

Основное преимущество водораздельных ходов – минимальное количество и размеры водопропускных сооружений. Недостаток – возможное удлинение линии и трудности водоснабжения станций и населенных пунктов.

Наилучшая трасса проектируемой железной дороги, а следовательно, и наиболее рациональное сочетание трассировочных ходов выбираются на основе технико-экономического сравнения вариантов.

4.3. Технология камерального трассирования по планам и картам в горизонталях

Камеральная укладка трассы железнодорожной линии производится по картам или планам местности в горизонталях, которые являются достаточно удобными моделями топографических, гидрографических и целого ряда ситуационных условий проектирования. Картами принято называть топографические материалы масштаба 1:25000 и мельче, то есть 1:50000, 1:100000 и т. д., а планами – топографические материалы более крупного масштаба, начиная с 1:10000.

Выбор масштаба используемых топографических материалов зависит от этапа проектирования линии, характеристик и особенностей объекта проектирования, сложности рельефа, густоты инженерных коммуникаций, характера застройки и степени благоустройства территории, природных условий района и других факторов.

При обосновании инвестиций трассирование производится преимущественно по картам масштаба 1:100000÷1:25000 (а в ряде случаев 1:500000 и даже 1:1000000) с целью выбора основного направления линии в увязке с существующей сетью железных и автомобильных дорог, определения ее основных технических параметров и строительно-эксплуатационных показателей.

При разработке проектной документации, когда уточняются направление линии и ее основные показатели, трассирование производится, как правило, по картам масштаба 1:25000, а на сложных в топографическом отношении участках – по планам масштаба 1:10000 или 1:5000.

В составе рабочей документации для корректировки и детальной отделки трассы, а также для расчета ее основных элементов используются планы масштаба 1:10000, 1:5000 или 1:2000. В наиболее сложных условиях, то есть в горных условиях, при значительной застройке, в районе мостовых переходов, тоннельных пересечений и примыканий, для отображения генсхем станций и т. п. целесообразны топопланы масштаба 1:1000, а иногда и 1:500. Привязка к местным условиям мостов, труб, генпланов поселков и ряда других объектов осуществляется на топопланах масштаба 1:500.

Рельеф местности на топографических картах и планах отображен так называемыми горизонталями, то есть линиями, имеющими одинаковую высотную отметку. При переходе от одной горизонтали к другой высотная отметка меняется на постоянную величину ∆h, называемую сечением горизонталей. На планах сечение горизонталей составляет 0,5÷5,0 м, а на картах – 5,0 м и более. Отметка точки, расположенной между горизонталями, находится интерполированием.

Непосредственному трассированию по выбранному направлению должен предшествовать детальный анализ рельефа, водотоков и прочих возможных препятствий. В результате выбираются наиболее конкурентоспособные варианты предварительного положения трассы, каждый из которых требует дальнейшей детальной проработки.

Детальная проработка варианта трассы начинается с прокладки на карте или плане в горизонталях так называемого магистрального хода, являющегося первым приближением плана трассы и включающего в себя предварительно намеченные площадки раздельных пунктов, а также чередующиеся участки вольных и напряженных ходов.

Увязка между собой площадок раздельных пунктов, вольных и напряженных ходов должна быть наиболее рациональной, то есть позволяющей получить наилучшее сочетание объемно-строительных, стоимостных, эксплуатационных и других показателей проектируемой железной дороги. Ориентировочными критериями при разработке вариантов магистрального хода могут служить длина линии и сумма преодолеваемых высот в обоих направлениях.