Сообщества живых организмов. Вид, его признаки

Страницы работы

42 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Тема урока«Вид, его признаки»

Цели:сформировать у учащихся представление о видах живых организмов;  изучить основные признаки вида, показывать необходимость сохранения видового разнообразия.

Прогнозируемый результат урока:

1)ученики знают признаки организма, по которым относят его к определённому виду;

2)умеют определять сходные и отличительные черты живых организмов на местных видах;

3)выделяют главное в тексте учебного пособия, делают выводы.

 Оборудование: гербарий растений, коллекции насекомых, таблицы, фотографии.

                                     Ход урока

I.  Проверка и закрепление знаний.      

Выполнение тестовых заданий.

Вариант №1

1. Свойство живых организмов производить себе подобных-это:

а) саморегуляция; б) размножение; в) развитие.

2. Вегетативное размножение-это размножение при помощи:

а) стебля; б) листьев; в) корня; г) стебля, листьев и корня.

3. Листьями размножаются:

а) бегония; б) смородина; в) малина.   

4. Протисты и бактерии размножаются:

а) делением клетки; б) почкованием; в) спорообразованием.

5. Гаметы - это:

а) мужские половые клетки; б) женские половые клетки; в) мужские и женские половые клетки.

Ответы: 1-б, 2- г, 3-а,4-а, 5-в.                        

Вариант-2

1.Половое размножение представляет собой образование новой особи:

а) из специализированных клеток двух родительских организмов;

б) из двух родительских организмов;

в) из одной или нескольких клеток одного родительского организма.

2. Половые клетки - это:

а) споры; б) гаметы; в) протисты.

3. Оплодотворение происходит при:

а) слиянии половых клеток; б) делении половых клеток; в) размножение частями тела растения.

4. Почкованием размножаются: а) гидра; б) эвглена зелёная; в) хламидомонада.

5. Зигота образуется при слиянии:

а) сперматозоидов; б) яйцеклеток; в) яйцеклетки и сперматозоида.

Ответы: 1- а, 2- б, 3- а, 4- а, 5- в.

II. Изучение нового материала.

1. Определение темы урока. Учащиеся прослушивают три загадки:

*Синий мундир, белая подкладка, в середине сладка.

(Слива.)

*Над водой стоит с красной бородой. (Калина.)

* Все детки на ветках-с рожденья в беретках. С дерева упадут-береток не найдут. (Жёлуди.)

Задание: Из первого и второго слов-отгадок запишите в тетрадь 4-е буквы, из третьего-5-ю букву.

Учитель записывает на доске тему урока: «Вид, его признаки».

2. Объяснение учителем учебного материала с элементами беседы:

*Какие царства живых организмов мы изучили?

*Назовите основные группы царств растений и животных.

* Назовите представителей групп царств растений и животных.

Учитель: Для того чтобы разобраться с огромным количеством растений и животных, их по определённым признакам разбили на группы, т. е. классифицировали. Карл Линней (1707-1778)-шведский учёный, который произвёл классификацию растений и животных. Заслуга К. Линнея состоит в том, что растения и животные получили имя и «фамилию». Все двойные названия являются названиями различных видов растений и животных. (Учащимся демонстрируются гербарные растения, коллекция ракушек.)

• Можно ли отличить разные виды друг от друга?

• Какими признаками характеризуются виды?

На основании вышесказанного даётся определение понятия «вид», которое записывается в тетрадь.

III. Закрепление знаний.

1. Работа в группах: выполнение заданий с последующим обсуждением результатов.

Задание 1-й группе: Рассмотрите предложенную коллекцию насекомых, определите, чем отличаются виды насекомых друг от друга.

Задание 2-й группе:Рассмотрите предложенные гербарные материалы, определите, сколько видов растений представлено в гербарии.

2. Выполнение и проверка тестового задания.

А. Вид состоит из:

а) близких по строению родов;

б) особей, сходных по строению и дающих плодовитое потомство;

в) оба ответа неверны.

Б. Смородина красная и смородина чёрная относятся к:

а) разным видам;

б) одному виду;

в) оба ответа неверны.

В. Особи одного вида характеризуются следующими признаками:

а) занимают одну территорию и способны давать плодовитое потомство;

б) обладают сходным внешним и внутренним строением и обитают в сходных условиях;

в) все ответы верны.

Г. Ареалом называется:

а) условия среды, в которых обитает вид;

б) территория, занимаемая видом;

в) все ответы верны.

Д. Близкие по строению виды объединяются в:

а) семейства; б) роды; в) царства.

Ответы: А - б; Б - а; В - в; Г - б; Д - б.

IV.Рефлексия «Острова».

Учащимся предлагается отметить своё эмоциональное состояние на уроке: нарисовать кораблик возле соответствующего «острова».

V.  Домашнеезадание:§ 19, повторить § 9 и § 15.

Тема урока:«Сообщества живых организмов»

Цели:сформировать у учащихся представление о биоценозе; раскрыть разнообразные взаимосвязи и взаимоотношения организмов; научить составлять цепи питания.

Прогнозируемый результат урока:

1)ученики характеризуют связи организмов в сообществе;

2) устанавливают пищевые и непищевые связи живыхорганизмов;

Похожие материалы

Информация о работе