Сообщества живых организмов. Вид, его признаки, страница 11

*В названии этого растения есть слово лес, у растения синевато-лиловыецветки, их называют подснежниками. (Пролеска.)

*Самый крупный хищный зверь лесов Беларуси. (Медведь.)

*Где на территории Беларуси обитают зубры? (В Беловежской Пуще, Березинском заповеднике.)

*Уменьшается или увеличивается с годами объём Красной книги? (К сожалению, увеличивается. Причина-хозяйственная деятельность человека.)

VI.  Рефлексия.

Учащимся предлагается проанализировать стихотворение М. Левитмана:

А сколько исчезло с планеты зверья,

Растений, и это восполнить нельзя.

И если теперь не спасти нам остатки,

Мы завтра в Сахаре проснёмся, ребятки!

Вообще в экологии есть три кита:

Всеобщий природный баланс, красота

И наши ресурсы, с которых живём,-

Начав с пропитанья, кончая углём.

Всё это нам надо беречь и лелеять:

Копать осторожно, умеючи сеять,

Ловить и стрелять не подряд, а с умом:

«Что нынче посеем-то завтра пожнём».

Нельзя переделывать с ходу природу,

Она устоялась не с прошлого года.

А экосистема и биоценоз

Должны сохраняться всегда и всерьёз.

VII.  Домашнее задание: § 27, § 28.

Тема урока:Обобщение и систематизация знаний

Цель:обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении биологии.

Оборудование: магнитная доска, иллюстрации с изображением живых организмов для составления цепей питания, таблицы.

                                                  Ход урока

I.Организационный момент

Класс делится на две команды.

II. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: Сегодня мы посвящаем урок обобщению и систематизации тех знаний, которые вы поучили на уроке биологии. Наш уро пройдет в форме ярмарки знаний «По страницам учебника». Самое главное на ярмарке - торг и товар. Ваш товар -  знания, которые вам надо выгодно «продать».

На доске вы видите названия «торговых рядов» , по которым нам предстоит пройти.

1.  Разминка «Аукцион биологических терминов».

Учащиеся дают определение следующим биологическим терминам: экосистема, вид, биогеоценоз, заказник, заповедник, круговорот веществ, экология, живая и неживая природа.

При правильном объяснении термина ученик получает жетон.

 2. Торговый ряд «Живая природа».

Конкурс «Ты - мне, я -  тебе» (команды задают заранее подготовленные вопросы по этому разделу).

                               Вопросы блиц – турнира

Где на территории Беларуси обитают зубры? (В Беловежской Пуще, Березинском заповеднике.)

Это хвойное дерево после «смерти» хорошо сохраняется. На сваях из его древесины по велению Петра I построили г. Санкт-Петербург. (Лиственница.)

Какое химическое вещество и для чего добавляют в пищевую соль? (Йод-для профилактики заболеваний щитовидной железы.)

Территория, занимаемая видом(Ареал).

Продолжите цепь питания «растение-мышь-...» (заяц).

Половые клетки – это….(Гаметы).

Письменные   задания   на   карточках

Из перечня названий организмов (медведь, дуб, белка, опята, шиповник, жаба, щука, гнилостные бактерии, капуста) выбрать «производителей», «потребителей», «разрушителей».

Напишите организмы, которые могут быть на месте пропусков в цепи питания:

Древесина? дятел;

Семена?гадюкааист;

кусты смородинытля ? .

7. Торговый ряд «Человек и природа». Викторина «Экологическая этика»:

* Какие вы знаете формы охраняемых природных территорий?

* Что называют «лёгкими» нашей планеты? Почему?

* Какой самый страшный враг леса?

* Правильно ли делить всех животных и растения на полезных и вредных?

*Справедливо ли отрицательное отношение большинства людей к земноводным и пресмыкающимся? Почему?

* Почему нельзя уничтожать мухоморы в лесу?

* Можно ли вырубать в лесу все дуплистые деревья?

*Каких насекомых называют санитарами леса и почему? *Какие вы знаете деревья и кустарники, обладающие целебными свойствами?

*Почему зимой на водоёмах специально делают проруби?

III. Рефлексия.

Учащимся предлагается подумать над тем, как бы они сами оценили свои знания.