Сообщества живых организмов. Вид, его признаки, страница 6

Тема урока: Сезонные изменения лесной экосистемы

Цель:изучить причины сезонных изменений лесных экосистем, приспособленность живых организмов кразличным сезонам года.

Прогнозируемый результат урока:

1)ученики знают основные изменения факторов живой и неживой природы в разные сезоны года;                             

2) умеют находить в экосистемах изменения, связанные со сменой сезонов.

Оборудование: репродукции картин «Поры года».

                                            Ход   урока

I. Проверка знаний.

1.Задание: Объясните смысл народных высказываний:

*В лесу дождь дважды идёт.

*В лесу не без зверя.

*Старые деревья молодых охраняют.

*По опушке леса не узнаешь.

*Осина и без ветра шумит.

*Сосна-дубу сестра.

2. Учащимся необходимо распределить растения по ярусам (работа по вариантам).

Вариант 1: берёза, рябина, ландыш, мох.

Вариант 2: сосна, липа, черника, кислица.

Вариант 3: осина, орешник, подосиновик.

Вариант 4: дуб, дикая яблоня, малина.

П. Определение задач урока.

III. Изучение нового материала.

Самостоятельная работа групп «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Учащиеся изучают текст § 24 (с. 95 в учебном пособии), § 25 (с. 100 в учебном пособии), заполняют таблицы и проводят презентацию пор года.

Пора года____________________

Месяц___

Месяц___

Месяц___

Неживая природа

1.Температура

2. Осадки

3. Ветер

4. Высота стояния солнца над горизонтом

Живая природа

1. Какие основные явления происходят в жизни растений?

2. Какие основные явления   происходят   в жизни животных?

3. Подготовка животных к сезонным изменениям

Далее каждая группа выполняет соответствующий своему названию тур заданий.

Весенний тур

Март

1. С какого дня начинается весна? (С 21 марта.)

2.Какой снег быстрее тает-чистый или грязный? (Грязный, так как он поглощает больше солнечных лучей.)

3. Кто раньше появляется весной-летучие мыши или летающие насекомые? (Насекомые-мыши ими питаются.)

4. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими.)

5. Какие два дня в году солнце бывает на небе ровно половину суток? (21 марта, 21 сентября.)

6. Когда заяц-беляк бывает всего заметней? (Когда вылиняет раньше, чем растает снег.)

Апрель

1. Зачем грачи ходят по полю, когда его пашут? (Кормятся червями.)

2. Кто раньше прилетает к нам-стрижи или ласточки? (Ласточки.)

3. Какие птицы страдают от весеннего разлива? (У которых гнёзда на земле.)

4. Какие съедобные грибы появляются первыми? (Строчки, сморчки.)

5. Один льёт, другой пьёт,  третий растёт-что это? (Дождь, земля, трава.)

6. Отгадайте загадку: появились бубенчики, распустились колокольчики. (Ландыш.)

7. Черен, да не бык, шесть ног без копыт, летит-воет, сядет-землю роет. Кто это? (Жук.)

Май

1. Какие жуки носят название того месяца, в который появляются? (Майские.)

2.Сколько ног у паука? (Восемь.)

3. Сколько крыльев у жука? (Четыре.)

4.  Весной или летом цветёт сирень? (Весной.)

5. Висит сито, не руками сшито-что это? (Паутина.)

6. Отгадайте загадку: без крыльев летят, без ног, без паруса плывут. (Облака.)

7. У кого уши на ногах? (У кузнечика.)

Летний тур

Июнь

1. С какого дня начинается лето? (С 21 июня, самого длинного дня в году.)

2.Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Птица может бросить гнездо.)

3. Есть ли в Беларуси «хищные» растения? (Есть: росянка, пузырчатка.)

4. У кого птенец ещё не родился, а уже отдан на воспитание? (У кукушки.)

5. Леса пали-горы стали. (Сенокос.)

6. Кто такие головастики? (Будущие лягушки.)

Июль

1.Кто дважды родится, один раз умирает? (Птица.)

2.Кто трижды родится,  прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)

3. Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи.)

4. У кого глаза на рогах, а дом на спине? (У улитки.)

5.Отчего говорят: «Как с гуся вода»? (Оперенье гуся смазано жиром.)

6. Отгадайте загадку: стоят старички-красношапочники, кто подойдёт, тот и поклонится. (Подосиновики.)