Сообщества живых организмов. Вид, его признаки, страница 8

1.Обучение учащихся правилам безопасного поведения во время экскурсии.

2. Вводная беседа учителя о весенних явлениях в природе, многообразии живых организмов, приспособленности живых организмов к различным экологическим условиям и жизни в сообществах.

3. Самостоятельная работа учащихся в группах.

Задания

1-я группа

1-6 баллов

1. Отметьте погодные условия и опишите приметы весны.

2. Рассмотрите травянистые растения на предложенном вам участке.

3. Определите самостоятельно или с помощью учителя раннецветущие растения (не менее трёх), опишите их, данные занесите в таблицу.

Название растения

Особенности строения

Цветок (рисунок)

Листья (рисунок)

4. В течение пяти минут понаблюдайте за цветками. Какие насекомые посетили цветки?

5. Составьте три цепи питания организмов данной экосистемы.

7-8 баллов

Отметьте весенние явления, которые наблюдаются в жизни живых организмов данной экосистемы.

9-10 баллов

Определите приспособления, которые выработались у организмов данного сообщества к местным природным условиям.

2-я группа

1-6 баллов

1. Отметьте погодные условия и опишите приметы весны.

2. Изучите разнообразие деревьев и кустарников на предложенном вам участке.

3. Определите самостоятельно или с помощью учителя растения, опишите их в таблице (не менее трёх).

Название растения

Дерево или кустарник

Особенности строения

4. Какие позвоночные ибеспозвоночные животные живут на деревьях и кустарниках? Сделайте их описание (не менее трёх видов).

5. Составьте три цепи питания организмов яруса деревьев икустарников.

7-8 баллов

Отметьте весенние явления, которые наблюдаются в жизни живых организмов данной экосистемы.

9-10 баллов

Определите приспособления, которые выработались у организмов данного сообщества к местным природным условиям.

Тема урока: Человек- часть природы

Цели: показать взаимоотношения человека с природой; определить условия окружающей среды, необходимые для существования человека; пропагандировать соблюдение правил и норм здорового образа жизни.

Прогнозируемый результат урока:

1)ученики понимают значение «чистой» пищи, воды, воздуха для существования человека;

2)знают условия, необходимые для существования человека;

3) характеризуют взаимоотношения человека и природы;

4) обосновывают правила и нормы здорового образа жизни.

Оборудование: юла со стрелкой, круглое разноцветное полес секторами, кубик с цифрами, мультимедийная установка.

Ход   урока

 I. Проверка знаний.

Выполнение теста «Экосистемы».

Вариант № 1

1. Среда обитания живых организмов-это:

а) все тела (живые и неживые);

б) явления природы;

в) все тела (живые и неживые) и явления природы.

2. Факторы неживой природы- это:

а) растения;

б) грибы и бактерии;

в) влажность, свет, температура, почва, воздух.

3. Экология-это наука о:

а) поведении животных;

б) строении растений и животных;

в) взаимоотношениях живых организмов друг с другом и со средой обитания.

4. К экологическим факторам относятся:

а) факторы неживой природы;

б) факторы живой природы;

в) факторы неживой и живой природы, деятельность человека.

5. Хищники в природе играют роль:

а) только положительную;

б) только отрицательную;

в) как положительную, так и отрицательную.

6. Выберите пищевую цепь для наземной экосистемы леса:

а) зелёные водоросли-улитка-лягушка-цапля;

б) жимолость-тля-пауки-синица;

в) растение-тля-пауки-лягушки-синица.

7. Примером организма-потребителя в экосистеме леса является:

а) берёза; б)мхи и лишайники; в)ястреб.

8. В пресноводной экосистеме «озеро» больше всего заселена:

а) глубоководная часть; б) мелководье; в) глубоководная часть и мелководье.

9. Сезонные изменения экосистем связаны с изменениями: а) факторов живой природы; б) деятельности человека;в) неживой природы.

Ответы:1- в, 2 - в, 3 - в, 4 - в, 5- в, 6- б, 7 - в, 8 - б, 9 - в.