Сообщества живых организмов. Вид, его признаки, страница 2

3) знают состав цепей питания;

4) учатся составлять цепи питания и характеризовать их.

Оборудование:магнитная доска, иллюстрации с изображением живых организмов для составления цепей питания, таблица «Природное сообщество-смешанный лес».

Ход  урока

I. Проверка знаний.

Задания для письменного контроля:

1.Закончите предложения:

а) организм, имеющий только ему присущие особенности строения, называется...;

б) вид характеризуется следующими признаками: ... ;

в) территория, занимаемая видом, называется ... ;

г) родственные виды объединяются в ... ;

д) примеры видов растений: ... ;

е) примеры видов позвоночных животных: ... .

2. Напишите виды растений, имеющих разные жизненные формы: деревья, кустарники, однолетние растения.

II. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися по вопросам:

*Могут ли животные синтезировать органические вещества из неорганических веществ?

*На какие группы делятся животные по способу питания?

* Какие организмы относятся к автотрофам и почему?

III. Изучение нового материала.

1.Прослушивание учащимися сказки с последующей беседой по вопросам:

* Взаимодействуют ли между собой живые организмы?

*Какое влияние друг на друга они оказывают?

Сказка

Жил-был мужик, и была у него корова. Сходит старик на луг, накосит корове клевера, а вечером та даёт ему молоко. Выпьет мужик молока и хвалит свою корову. Но вот однажды прилетела к нему сова и говорит:

-Дай мне, мужик, молоко попробовать, ведь я тебе помогаю: мышей ловлю, чтобы твой клевер лучше рос.

Жалко стало мужику молока. И сказал он сове:

-Я и без тебя обойдусь.

Обиделась сова иулетела к себе в лес. Обрадовались мыши, запели, заплясали и побежали разрушать шмелиные гнёзда. Негде стало жить шмелям. Собрались они и улетели на другой луг. Некому стало опылять, клевер стал вянуть ипогибать. Такую траву даже корова отказалась есть. Перестала она давать молоко. Пошёл старик на поклон к сове:

-Прости меня, сова. Прилетай ночью на луг и лови мышей, а за это мы с тобой вечером будем пить коровье молоко. Вернулась сова на луг, и стали дружно жить с мужиком, мыши исчезли, а клевер рос большой и сочный.

* О чём говорится в этой сказке? (О том, что в природе всё взаимосвязано.)

2. Разъяснение учителем понятия биоценоза-сообщества живых организмов.

3. Характеристика учителем пищевых связей живых организмов и цепей питания. Введение в тему терминов «производители», «потребители», «разрушители», «паразиты», «хищничество».

На магнитной доске учитель с помощью иллюстраций демонстрирует правильное составление цепи питания, схему которой учащиеся зарисовывают в тетрадь.

4. Групповая ролевая игра: учащиеся делятся по ролям на «производителей», «потребителей» и «разрушителей». Взявшись за руки, составляют цепи питания, меняя биологический термин на название организма.

IV.Закрепление знаний.

1. Составление цепей питания (работа в парах). При выполнении задания используются цветные иллюстрации с изображением животных и растений. Учащиеся записывают цепи питания в тетрадь, объясняют роль организмов, входящих в них.

2. Задание: Продолжите фразы (устно):

а) к производителям относятся ...;

б) по типу питания они являются ...;

в) к потребителям относятся ...;

г) по типу питания они являются ...;

д) к разрушителям относятся ...;

е) хищники - это ...;

ж) паразиты - это ... .

3. Задание:Соотнесите взаимоотношение организмов в биоценозе:

пищевые взаимодействия______________________________;

непищевые взаимодействия____________________________.

а) Грибы и бактерии разлагают отмершие растения, останки животных;

б) растительноядные животные порой становятся жертвой хищников;

в) дождевые черви участвуют в почвообразовании;

г) пчёлы опыляют цветки.

V. Домашнее задание:§ 20.

Тема урока:Среда обитания.Экологические факторы. Экосистемы