Сообщества живых организмов. Вид, его признаки, страница 9

Вариант № 2

1.Факторами среды являются:

а) факторы неживой природы;

б) факторы живой и неживой природы;

в) факторы живой природы.

2. К факторам живой природы относятся:

а) свет, тепло;

б) воздух, почва и влажность;

в) растения, животные, грибы, протисты и бактерии.

3. Влияние человека на живые организмы-это:

а) факторы неживой природы;

б) факторы живой и неживой природы;

в) антропогенные факторы.

4. Экосистему составляет:

а) совокупность бактерий, протистов, грибов, растений, животных, приспособленных к обитанию на определённой территории;

б) сообщество живых организмов, проживающих на определённой территории (биоценоз), вместе с их средой обитания;

в) среда обитания одного вида.

5. Примером экосистемы служит:

а) болото; б) сосновый лес; в) заливной луг; г) все ответы правильные.

6. Выберите пищевую цепь для пресноводной системы озера:

а) зелёные водоросли-улитка-лягушка -цапля;

б) жимолость-тля- пауки-синица;

в) растение-тля-пауки- лягушка-синица.

7. Продолжите цепь питания «растение-мышь-...»: а) заяц; б) змея; в) лягушка.

8.Какой фактор является определяющим для размещения растений по ярусам в экосистеме леса?

а) температура; б) температура, влажность, почва; в) свет.

9. Для Беларуси наиболее характерны экосистемы: а) лесов и болот; б) лесов; в) лесов, болот и лугов.

Ответы: 1- б, 2- в, 3 - в, 4 - б, 5- г, 6 -  а, 7 -  б,

8 - в, 9 - б.

II. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися по вопросу: «Можно ли назвать человека хозяином природы?».

III.  Определение темы и задач урока.

IV. Изучение нового материала.

1.Взаимосвязь человека с природой (объяснение учителя).

2.Мультимедийная презентация на тему «Значение воды в жизни человека». Беседа по вопросу: «Почему человек не может обойтись без воды?».

3.Самостоятельное изучение учащимися материала «Значение пищи для человека»(с. 106-108 в учебном пособии) с последующим ответом на вопросы учителя:

*Каково значение пищи для организма человека?

*Какие продукты питания богаты углеводами, белками?

*Почему пища человека должна быть чистой?

4.Самостоятельная работа учащихся в парах с материалом «Значение воздуха, атмосферного давления и температуры» (с. 108 в учебном пособии). Учащиеся изучают материал, составляют вопросы, задают их друг другу и отвечают на них.

5.Рассказ учителя о последствиях употребления загрязнённой воды, пищи, дыхания загрязнённым воздухом.

V.Закрепление знаний.

Игра «Природа и человек»На круглом разноцветном поле стоит юла со стрелкой. Синий цвет сектора-это «Вода», зелёный-«Пища», голубой-«Воздух». С помощью юлы определяется сектор, каждый из которых, в свою очередь, разбит ещё на 5 секторов с номерами вопросов.

Сектор «Вода»

1. Какое химическое вещество наиболее часто используют для дезинфекции водопроводной воды? (Гипохлорит натрия-«хлорка».)

2.Справедливо ли утверждение, что «чистая» вода не содержит никаких химических элементов? Почему? (Нет. Только дистиллированная вода не содержит никаких химических элементное.)

3.Какое вещество, находящееся в воде, может эффективно предотвратить кариес? (Фтор.)

4. Какой самый простой способ обеззараживания воды?(Кипячение.)

5.Сколько воды содержится в организме взрослого человека? (88 %.)

Сектор «Пища»

1. Какое насекомое чаще всего переносит микробы на своих лапках? (Муха.)

2.Мытьё рук-основной элемент личной гигиены. Назовите случаи, когда это необходимо делать. (Если гладили домашних животных, до и после туалета, если касались мусорного ведра, перед приёмом пищи и др.)

3.Какую основную сельскохозяйственную культуру Беларуси называют «вторым хлебом»? (Картофель.)

4. Почему предпочтительнее свежеприготовленная пища? (Она богаче питательными веществами и витаминами.)

5. Какое химическое вещество и для чего добавляют в пищевую соль? (Йод-для профилактики заболеваний щитовидной железы.)

Сектор «Воздух»

1. Назовите опасные вещества, выделяемые в окружающую среду автомобилем, работающим на бензине. (Угарный газ.)