Психологические основы управления. Проведение экологической политики и осуществление природоохранных мероприятий, страница 9

 Выговор при людях - это уже высшая мера наказания для тех, кто не понял преимуществ выговора наедине и продолжает нарушать дисциплину. Психологически важно, чтобы люди получали одинаковые взыскания за одинаковые проступки. Человек должен быть уверен в том, что жестокость наказания определяется только серьезностью совершенного им проступка,  а не его личными свойствами или деловыми отношениями. Жестокое наказание виновника, имеющее целью запугать всех остальных не менее виноватых, приводит лишь к стремлению "не попасть под горячую руку" и не оказаться в силу этого "козлом отпущения". В коллективе, представляющем меру виновности каждого, такое "показательное" наказание рассматривается как несправедливое.

5.4.7.4. Право не быть наказанным за нечаянную ошибку

Смысл этого права в том, что действия человека в рамках полученных им инструкций и рекомендаций, которые в силу непредвиденных обстоятельств нанесли ущерб, не должны быть наказаны. В данном случае виноват руководитель, который не предупредил о возможности возникновения чрезвычайной ситуации, который при "нечаянной ошибке" должен произвести дополнительный инструктаж, разъяснить причины возникшего нарушения, но не должен наказывать исполнителя.

5.4.7.5. Право не подвергаться коллективным наказаниям

При авторитарном руководстве нередко применяют коллективные наказания, которые означают, что за проступок, совершенный одним человеком, наказывают всех его сослуживцев, весь коллектив. Подобное наказание предполагает возникновение "круговой поруки", при которой все будут контролировать действия каждого и пресекать возможные проступки.

Однако при таком подходе неизбежно наказание  многих добросовестных работников за вину отдельных плохих работников, что несправедливо и вызывает протест. Кроме того, массовые наказания стимулируют сокрытие проступков отдельных лиц (чтобы не наказали всех), заведомый обман контролирующих органов.

5.4.7.6. Право не быть жестоко наказанным за первый проступок

Любая дисциплинарная система предполагает большой набор ужесточающихся наказаний. Смысл этого в том, что поведение людей может быть улучшено после первых же нарушений, если эти нарушения замечены, если виновники наказаны и  после этого усилен контроль за ними, и если этот контроль ослабляется после улучшения поведения.

Главное в наказании не жестокость, а неотвратимость, как и неизбежность более строгих взысканий,  в случае последующих нарушений.

Применение очень строгого наказания при первом же проступке не оставляет резерва для усиления наказания в последующем и тем самым лишает средства  для целенаправленного управления поведением людей.

В ряде случаев снисходительность и снижение строгости, особенно в экстремальных ситуациях,  дают больший эффект, чем жестокое наказание.

 Они формируют чувство признательности у провинившихся к руководителю и тем способствуют укреплению дисциплины и повышению авторитета руководителя. Однако проявление снисходительности не должно быть слишком частым и должно очень точно учитывать конкретную ситуацию и особенности людей или коллективов, по отношению к которым эта снисходительность проявляется.

5.4.7.7. Наказание не должно унижать человеческое достоинство.

Возможны самые строгие наказания и самая жесткая критика, но не должно быть грубых оскорблений, направленных на личность провинившегося, и его не следует "втаптывать в грязь". Сознательного и эффективного  исполнения требований, проявления полезной инициативы, работы с полной отдачей можно ожидать только  от людей, обладающих чувством собственного  достоинства и ощущающих действительную потребность и возможность самореализации и самоутверждения.

Это положение справедливо во всех случаях, кроме, возможно, работы с крайне социально незрелыми людьми, обладающими низкой культурой и рабской психологией. Люди этой категории воспринимают грубость и жестокость как признак силы и власти, а корректность и вежливость как признак слабости. Необходимо авторитарное управление ими при одновременном проведении воспитательной работы, направленной на повышение их культуры, социальной зрелости, веры в себя, сознательного выполнения заданий.