Психологические основы управления. Проведение экологической политики и осуществление природоохранных мероприятий, страница 7

5.3.4.Необходимо пропагандировать приемы лучшей работы

Поощрение имеет целью улучшение работы других. Для этого недостаточно только рассказать о достижениях лучших, но и необходимо  пропагандировать те приемы, те методы, благодаря которым получены хорошие результаты. Невозможно заимствовать лучшие результаты, но можно освоить новые более эффективные приемы и методы, при использовании которых могут быть получены лучшие результаты.

5.3.5.Правила поощрения должны быть очевидными и конкретными и строго выполняться. Опасность формально-нормированного поощрения

Поощрение должно соответствовать определенным нормам и правилам, которые должны строго выполняться. При этом одинаковые достижения должны в равной степени и поощряться. Смысл поощрения теряется, если заранее определяется число лиц или организаций, которые могут быть поощрены, или заранее устанавливаются формальные основания для поощрения, не связанные с результатами работы (национальность, пол, возраст, социальное происхождение и т.д.).

5.3.6. Следует поощрять и удовлетворительную, добросовестную работу

Поощрения заслуживают не только достижения, выходящие за рамки среднего уровня. Добросовестная работа, точное исполнение требований в любой деятельности, а в природоохранной, тем более, дают общий высокий результат и имеют особое значение для общего улучшения экологической обстановки.

Если добросовестную работу не замечают, то она, в известной мере, теряет смысл для исполнителей. А надо учесть, что четкое исполнение требований всегда связано с определенной затратой нервной энергии и напряженной работой. Поэтому необходимо найти такие формы поощрения хорошей работы, которые в полной мере выражали бы признательность добросовестному работнику и были бы для него значимы. Об этих поощрениях следует широко оповещать. В этом случае добросовестная работа становится привлекательной, начинает входить в число существенных и значимых ценностей, а число добросовестных работников увеличивается.

5.4.Психологически правильное применение критики и наказания

Любые неправильные действия заслуживают критики и наказания. При этом следует учитывать следующее:

5.4.1. Любое неправильное действие заслуживает критики

Главное при наказании - не жестокость, а неотвратимость. Существует тесная взаимосвязь между вероятностью обнаружения нарушения и жестокостью наказания, предотвращающего впредь подобные нарушения.

Если вероятность обнаружения нарушения велика, то менее жестким должно быть наказание, которое удержит других от подобного проступка. Если ошибки и нарушения трудно обнаружить, то больше вероятность серьезных нарушений, тем ниже психологический барьер перед нарушением требований и тем более жестокими бывают наказания за нарушения.

5.4.2. Главная цель наказания, не установление и наказания виновного, а улучшение работы его и всех остальных

Конечно, нарушитель заслуживает наказания, но это не главная задача. Важно, чтобы он в последующем улучшил работу и чтобы наказание создало условие и стимул для улучшения и его работы, и всех остальных.

Это обстоятельство служит основой для следующего требования.

5.4.3. Любое наказание должно носить конструктивный характер

Важно не просто уличить виновного в нарушении и допущенной ошибке, указать, что делать нельзя, но и объяснить причину нарушения, показать, что можно сделать, чтобы исключить в последующем подобные нарушения, дать почувствовать нарушителю, что его считают способным к правильным действиям и хорошей ответственной работе. В этом случае в самом порицании содержится скрытое поощрение - вера в способность человека к хорошей работе, упоминание путей и средств достижения успеха и приемов предотвращения  ошибок в последующем.

5.4.4. Любая критика должна быть направлена на проступок, а не на личность