Психологические основы управления. Проведение экологической политики и осуществление природоохранных мероприятий, страница 8

Любое, самое суровое наказание должно быть направлено на проступок, на нарушение, а не на личность нарушителя. Смысл этого положения в том, что нарушение произошло потому, что вполне разумный и отвечающий за свои действия человек совершил ошибку, а не в том, что он - умственно отсталый, а потому не способен к нормальной работе.

Наказание и выговор за конкретное нарушение открывают путь к изменению поведения и предполагают возможность правильных действий виновного, веру в его способность хорошо работать. Выговор, направленный на личность, во-первых, означает признание исходной неполноценности виновного, а, во-вторых, ущемляет его самолюбие и вызывает протест и сопротивление из-за явной несправедливости.

5.4.5. Любое наказание должно сопровождаться усилением контроля

Нарушение требований, ухудшение дисциплины - признак низкой ответственности людей и необходимости ужесточить контроль. Он может быть ослаблен при улучшении работы. Это создает стимул для реального улучшения обстановки.

5.4.6. Большая эффективность немедленного наказания

Чем быстрее наказание следует за нарушением, тем большим оказывается его воздействие. Со временем ошибки забываются быстрее, чем правильные поступки. Психологическая самозащита  предполагает переоценку плохих поступков и самооправдание провинившегося. Поэтому он не производит необходимой критической оценки своих неправильных действий.

Поэтому наказание, осуществляемое с большим опозданием, воспринимается как несправедливое, слишком жестокое и несоответствующее проступку.

Важно и то, что задержка с реакцией на нарушения и проступки порождает веру в то, что они могут быть незамеченными; с другой стороны, возникает негативное отношение к руководителям, которые "копят камни за пазухой", чтобы бросить их в самое неожиданное время.

5.4.7. Даже плохие работники обладают определенными правами,

 которые следует учитывать при решении о критике и наказании.

5.4.7.1. Право получить конкретные обвинения и претензии

Конкретные претензии, какими бы неприятными они не оказались, предполагают деловой разговор и ответ по существу. Претензии же типа "Вы ничего не понимаете!" -  вызывают протест, так как  они несправедливы - любой человек может привести пример, когда он что-то понял - а поэтому вызывают обиду и протест. Деловой разговор в этом случае невозможен, непонятно и в чем заключается нарушение.

5.4.7.2. Право представить объяснения и смягчающие вину обстоятельства

Это право избавляет руководство от недоразумений, связанных с неполной информацией о проступке. Оно заставляет провинившегося дать объективную оценку своему проступку, что очень важно для исправления его поведения. Оно позволяет лучше оценить личность виновника, его откровенность и правдивость, меру самокритичности, отношение к людям. Заметим, что требование обязательного написания толковой объяснительной записки также является своеобразным наказанием, так как люди в большинстве не умеют как следует составлять подобные документы.

5.4.7.3. Право получить первый выговор наедине

Выговор при людях порождает психологическое напряжение: провинившийся думает не столько о своем проступке, сколько о том, как он унижен в глазах сослуживцев, как это может сказаться на его статусе в коллективе, какой жестокий и несправедливый человек его руководитель.

Выговор наедине может быть и будет неприятным для провинившегося, но это будет деловой разговор по существу дела, который не создаст вышеупомянутое психологическое напряжение.