Психологические основы управления. Проведение экологической политики и осуществление природоохранных мероприятий

Страницы работы

Содержание работы

5.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ.  ПРОВЕДЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (формирование сознательной дисциплины, психологически эффективные приемы поощрения, критики и наказания)

5.1.Общие вопросы

Проведение природоохранной политики, осуществление природоохранных мероприятий в очень большой степени зависит от характера мышления тех, кому предстоит осуществлять эти мероприятия, кого касается эта политика.

Привычные взгляды и стереотипы могут оказаться серьезным препятствием к осуществлению новой экологической политики. Мотивации людей могут быть не связаны с необходимостью охраны природы. А перемена поведения, которая должна произойти при выполнении соответствующих мероприятий, может оказаться нежелательной и вызвать сопротивление. При этом природоохранные требования могут саботироваться, так как они противоречат приоритетным целям, которые определяют для себя исполнители.

Из сказанного следует, что проведение новой природоохранной политики, осуществление серьезной программы природоохранных мероприятий требует предварительной психологической подготовки исполнителей, опережающей разработки психолого-педагогического блока программы.

Часто и справедливо говорят о том, что если человек от рождения воспитывается в рамках определенной экологической культуры, то он будет охранять природу и органически будет не в состоянии причинить ей ущерб. Для этого необходимо целенаправленное экологическое воспитание с первых дней жизни. Можно рассчитывать, что, когда соответствующим образом воспитанное поколение войдет в жизнь, то многие экологические проблемы будут успешно решены.

Однако в действительности проблема значительно сложнее.

Во-первых, человечество не может ждать 20-25 лет прихода нового поколения. К тому же никогда не происходит сразу полной смены поколений. Новые люди постепенно входят в коллектив, состоящий из работников со старым образом мышления, подвергаются их воздействию, невольно приспосабливаются к их образу поведения.

Во-вторых, сфера воспитания никогда не ограничивается яслями, детским садом, школой. Неизбежны контакты и с семьей, и с другими людьми, имеющими иной образ мышления.

В-третьих, новая экологическая политика требует достаточно быстрых изменений и должна осуществляться современными людьми, не обладающими глубокой экологической подготовкой и имеющими традиционные представления о взаимоотношениях с окружающей средой и использовании природных ресурсов.

Следовательно, главное внимание должно уделяться управлению поведением взрослых людей, традиционные представления которых не соответствуют новым задачам и новой политике.

Именно поэтому управление природоохранной политикой должно быть основано на создании условий, в которых люди должны изменять свой стиль мышления и образ поведения в нужном направлении.

Люди меняют привычное поведение, если при этом они будут получать условия для самореализации и самоутверждения, если при этом они избавляются от комплекса недовольства собой.

Они меняют свое поведение если традиционные действия приводят к неприятностям и наказаниям или если они вызывают резкое осуждение общественности и коллектива, в котором им приходится работать.

Поэтому проведение соответствующей природоохранной политики, обеспечение соблюдения определенных требований, осуществление природоохранных мероприятий, удержание людей от нарушений требуют проведения грамотной системы воспитательных мероприятий, создания условий, в которых людям невыгодно вести себя экологически неправильно.

В первую очередь необходимо эффективное использование поощрений и наказаний.

Психологический смысл этого в том, что поощрения за правильные действия создают условия для самоутверждения и самореализации, а наказание является карой за неправильные действия, за нарушения, посылкой для увеличения чувства неполноценности.

Поощрение дает более непосредственный эффект и является более эффективным средством изменения образа мышления и поведения людей. Итальянский юрист ХУШ века Чезаре Беккариа обращал особое внимание на то, что "Поощрение добродетели способствует предотвращению проступков".

Нарушения, неверные действия не должны оставаться безнаказанными, но ни в коем случае нельзя оставлять без внимания хорошую, эффективную деятельность.

Принципы проведения природоохранной политики

Следующие принципы проведения политики особенно важны при управлении природоохранной деятельностью, при осуществлении системы поощрений и наказаний, должным образом направляющей поведение людей.

1. Должны быть четко определены требования, соблюдение которых предполагает данная природоохранная политика, а также поощрения при их полноценном выполнении и наказания за их нарушение.

2. Шкала поощрений и наказаний должна быть хорошо известна лицам, которым предъявляются  требования, и безусловно соблюдаться.

Эти положения принципиально важны при проведении любой политики.

Определенное изменение мышления и поведения становится реальным только, если существуют определенные "правила игры", которые безусловно соблюдаются.

Человек добровольно выполняет определенные действия, направленные на улучшение экологической обстановки, если он знает, что определенное поведение полностью гарантирует достижение признательности, экономических выгод, административной поддержки.

Похожие материалы

Информация о работе