Измерительные медицинские системы. Источники погрешностей при аппаратурных измерениях в медицине, страница 8

Таким образом, методики Липмана и Платонова могут быть модернизированы с целью их унификации и упрощения, с последующим использованием для формирования как эталонного, так и текущего перечней ПВК. Особняком в этом смысле стоит методика Ивановой, которая, в силу аналитичности принятого в ней подхода, пригодна лишь для формирования эталонных перечней ПВК. Это обстоятельство необходимо учитывать при попытках использования методики Ивановой для решения задач оценки и подбора персонала.

Общую структуру процедуры формирования психологических рекомендаций можно представить схемой на рис. 9.9.

Рис. 9.9 – Формирование психологических рекомендаций

9.4.Особенности шкал для медицинских измерений

В обиходе под шкалой подразумевают физический объект – часть средства измерений. Между тем, при измерениях характеристик как физических, так и нефизических объектов (таких как здоровье, интеллект, характер и т. п.) большое значение имеет рассмотрение шкалы как объекта математического.

В частности, при психологическом тестировании, как уже отмечалось выше, объект исследований настолько сложен, что говорить о каком-либо физическом моделировании психических явлений, пусть даже с использованием современной вычислительной техники, можно лишь с чрезвычайной осторожностью.

Тем не менее, измерения подобного рода столь важны и необходимы, что отвергать их никак невозможно. В известной степени выход из этой сложной ситуации удается наметить путем разработки теории шкал.

Различают два вида шкал: шкалу физической величины (шкала величины) и шкалу средства измерений (шкала). Шкала величины – это «последовательность значений, присвоенных в соответствии с правилами, принятыми по соглашению, последовательности одноименных физических величин различного размера». Шкала средства измерений – это «часть отсчетного устройства средства измерений».

Отметим, что шкала величин – понятие скорее математическое, несмотря на то, что речь идет о физической величине, тогда как шкала средства измерений – вещь вполне материальная, «физическая».

В [18] шкалой именуется взаимно-однозначное отображение f множества состояний  характеристики Q объекта O в множество значений величин  величины Q1 образа объекта O1: .

Таким образом, налицо двойственность отношения к понятию «шкала», обусловленная двойственностью самой природы человека, – физической и психической, – его способностью оперировать как с материальными объектами, так и абстрактными.

Точка зрения математического направления теории измерений на процедуру измерений, в известной степени, отражена в следующей формулировке Кемпбелла [17]: «измерение есть акт присвоения чисел вещам (событиям) согласно некоторой системе правил».

Внешне это определение существенно отличается от определения метрологов, схематически отображенного на рис. 9.3:

- отсутствует в явном виде представление о погрешности измерений, обусловленной различием измеряемой характеристики и одним из множества ее эталонных значений;

- не указана итерационность (цикличность) характера процедуры измерений, завершающейся при условии, что погрешность измерений становится меньше заданной величины;

- не отражены роль и место классификации моделей при измерениях, пусть даже речь идет не о физических, а математических моделях.

В этой связи закономерен вопрос: неужели измерения в естественных и гуманитарных науках (а математическое направление призвано на помощь именно представителями гуманитарных наук) отличаются столь сильно по существу? Или это отличие чисто формальное, обусловленное известной «самодостаточностью» математики, представители которой не пожелали приводить свои определения в соответствие с определениями метрологов.