Измерительные медицинские системы. Источники погрешностей при аппаратурных измерениях в медицине, страница 11

Вместе с тем, процентильные оценки обладают и рядом достоинств – они легко доступны пониманию пользователей, универсальны по отношению к различным типам методик и легко рассчитываются.

Стандартные шкалы. Получаются путем линейного или нелинейного преобразования результатов первичных измерений.

Технически стандартизацию осуществляют в три этапа. На первом этапе устанавливают нормальность распределения первичных оценок – если это не так, тогда прибегают к искусственной нормализации путем нелинейного преобразования исходной шкалы. На втором этапе шкалу первичных оценок преобразуют в z-шкалу путем центрирования и нормирования:

,                                                                                             где  – значение первичной оценки;  – оценка среднего значения;  – оценка среднеквадратического отклонения. На третьем этапе z-шкалу трансформируют в удобную для практического использования шкалу путем выбора других значений математического ожидания  и средне – квадратического отклонения :

.                                                                                 

Достоинством z-шкалы является равномерность ее градуировки – единица измерения в шкале z равна 1σ стандартного (единичного) нормального распределения. Не всегда удобно то, что единицы измерения слишком велики: в пределах интервала [-3,+3] умещается подавляющее большинство (97,8%) результатов измерений. На устранение этого недостатка и направлен третий этап.

Примерами производных от z-шкалы являются шкала IQ-показателя ( ), шкала Векслера ( ), SAT (СЕЕВ)-шкала ( ), Т-шкала ( ).

Станайны. Это своеобразный «гибрид» шкалы процентилей и стандартной шкалы (англ. standard nine – стандартная девятка,  ), получающая все большее распространение и сочетающая в себе достоинства стандартных шкальных показателей и простоту процентилей.

Рис. 9.10 – Соотношение между шкалами

Техника формирования такой шкалы чрезвычайно проста: первичные оценки ранжируются по возрастанию результатов с последующим разбиением их на 9 групп, как показано в табл. 9.2.

Таблица 9.2

Процент обследованных в выборке стандартизации

4

7

12

17

20

17

12

7

4

Станайн

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Принято различать следующие формы представления шкал: вербальную; графическую; числовую; табличную.

Вербальная шкала. Представляет собой набор суждений о наличии или степени выраженности оцениваемого признака. Различают два типа вербальных шкал: свернутые; развернутые.

Свернутая шкала – это, в сущности, лишь наименование вербальной шкалы. Примеры свернутых шкал: «лабильность – ригидность», «экстраверсия – интраверсия» и т. п.

Развернутая вербальная шкала включает определения степени выраженности признаков. Например, характеризуя результат операции, можно использовать шкалу с градациями: отлично – удовлетворительно – неудовлетворительно.

Кроме того, различают вербальные шкалы: монополярные; биполярные. Монополярные (униполярные) - характеризуют степень выраженности свойства. Биполярные - характеризуют приближение к одному из противоположных полюсов свойства.

Примером униполярной шкалы является шкала оценивания степени внимания: весьма устойчивое; устойчивое; лабильное; рассеянное. Пример биполярной шкалы – шкала вида: здоровый – и не здоровый, и не больной – больной.

Достоинство вербальных шкал – легкость восприятия испытуемым. Недостаток – неоднозначность трактовки испытуемым, что затрудняет применение вербальных шкал при создании точного психометрического инструмента.

Графическая шкала. Это форма фиксации значения признака в виде таких графических объектов как линия, некоторая фигура. Различают графические шкалы: горизонтальную; вертикальную.