Измерительные медицинские системы. Источники погрешностей при аппаратурных измерениях в медицине, страница 12

Пример вертикальной шкалы приведен на рис. 9.11. Благодаря непрерывности (по вертикали) шкалы появляется возможность получать более дробные, дифференцированные значения оценок.

Числовая шкала. Представляет собой ограниченное множество последовательных чисел. Эта форма шкал наиболее удобна для последующей статистической обработки результатов исследования.

Поскольку субъективное восприятие такой формы шкалы для испытуемых достаточно затруднено, в чистом виде числовая шкала почти не применяется, а объединяется с вербальными и графическими шкалами. В любом случае числовая шкала требует пояснений в вербальной форме числовых градаций или обозначения полюсов шкалы. Примером смешанной вербально числовой шкалы является приведенная выше группа заданий методики исследования самооценки.


Рис. 9.11 – Пример вертикальной шкалы

Табличная шкала. Представляет собой ограниченное множество последовательных чисел или наименований. Удобна для ручной последующей обработки результатов исследований, обычно объединяется с вербальными и числовыми шкалами.

Как следует из приведенных выше примеров, часто, представляя ту или иную шкалу, предлагают ее в совокупности с другими шкалами – при этом теряется «чистота формы», зато углубляется и конкретизируется содержание (так в разговоре прибегают к оборотам «то есть», «иными словами» и т. п.). В этом случае предпочтительно говорить не столько о связи, сколько о принципиальной совместимости различных форм.

О связи между шкалами целесообразно говорить, имея в виду, во-первых, шкалы первичных и вторичных оценок, а во-вторых, шкалы различных видов: наименований, порядка, интервальную и шкалу отношений.

Примером существования такой связи может служить рис. 4.10, где самый верхний график нормальной плотности распределения вероятностей представляет результаты первичного оценивания и вообще может относиться к шкале любого вида (хотя шкала наименований, элементы которой допускают произвольную перестановку, стоит несколько особняком – из-за такой перестановки форма распределения вероятностей будет изменяться).

Все остальные графики являются примерами шкал для вторичных оценок. Среди них к шкалам порядка относятся шкалы процентилей, станайнов, пятибальных процентных оценок. К интервальным шкалам относятся: z-шкала, Т-шкала, IQ-шкала, шкала Векслера, SAT (СЕЕВ)-шкала и AGCT-шкала.

Условимся называть такой тип связей между шкалами «вертикальным». Это удобно, поскольку можно говорить о «горизонтальных» связях между шкалами, имея в виду шкалы, используемые для описания исходных данных некоей задачи, и шкалы выходных данных (результатов) этой задачи. Действительно, если задачу изобразить в виде некоего прямоугольника («ящика») с входом и выходом, как это делают в теории систем, тогда эту задачу можно рассматривать как процедуру трансформации шкал исходных данных в шкалы выходных данных (рис. 9.12).

Под задачей, в частности, может подразумеваться задача психологической диагностики, но это может быть и задача медицинской диагностики или любая задача преобразования информации.

При рассмотрении вопроса об измерительных шкалах в литературе часто приводят в качестве примера эмпирической шкалы 12-бальную шкалу Бофорта для определения силы ветра, фрагмент которой приведен в табл. 9.3. Используем эту таблицу для демонстрации отмеченных выше связей между шкалами.

Рис. 9.12 – Трансформация шкал

Так, первая колонка представляет шкалу порядка. Вторая, третья и четвертая колонки, рассматриваемые отдельно от первой – шкалы наименований. Пятая колонка, рассматриваемая отдельно, также является шкалой наименований, полученной из шкалы отношений путем выделения ее участков. Объединение этих пяти колонок в рамках одной таблицы, однако, позволяет говорить, в конечном счете, о шкале порядка в табличной форме. Польза такого представления шкалы Бофорта очевидна: формулировки 1 – 4-й колонок определяют градации силы ветра с достаточной для практики мореплавания точностью. При этом числовая форма градуировки шкалы (первая колонка) наиболее лаконична, а вербальная форма (остальные колонки) м–наиболее содержательна. Наличие пятой колонки свидетельствует о принципиальной возможности измерений силы ветра со значительно большей точностью – в данном случае с точностью до десятых долей м/с.