Анализ разработки методики обеспечения качества продукции, страница 9

Во всяком случае, потребитель имеет все основания рассчитывать на то, что поставщик обеспечит соответствующую поддержку своему изделию. В частности, он имеет право рассчитывать на безотлагательную поставку запчастей.

В то же время потребитель не может забывать о своих обязанностях. При любой неполадке он должен быть готов к полному сотрудничеству с поставщиком в устранении неисправностей.

Когда потребителем является военное ведомство, внесение изменений в конструкцию обычно происходит с большими задержками. Отчасти это объясняется сложной организационной структурой этого ведомства, отсутствием четкого разграничения ответственности.

Гражданская авиакомпания проведет расчеты убытков от наличия различных неполадок — убытков от нарушений расписания, недовольства пассажиров, от необходимости ремонта и т. д. Она быстро согласится оплатить работы по модификации, которые устранят эти неполадки.

Другие отрасли промышленности не всегда столь же ясно представляют себе эти убытки, и им следовало бы заняться соответствующими расчетами.

Есть полный смысл установить самое тесное сотрудничество между потребителем и поставщиком. И все же родственные отделы двух участников контракта редко встречаются друг с другом..

Ответственность потребителя — это не более чем признание того факта, что нормальная работа техники есть результат эффективности всей системы. Сюда включаются не только те, кто занят поставками оборудования, но и те, кто составляет техническую документацию, кто монтирует это оборудование и кто работает на нем.

3.3 Обязанности поставщика

Со своей стороны поставщик должен сделать все возможно, чтобы его продукция удовлетворяла нужды потребителя. Основные элементы его деятельности были уже перечислены. Стоит привести их еще раз, изложив в виде заданий.

Фирма, которая берется за изготовление деталей или изделий по чертежам заказчика, должна:

а) убедиться в ясном понимании того, что ей предстоит слепить, чтобы выполнить требования проекта;

б)  проверить наличие квалифицированных кадров и оборудования, необходимых для выполнения этих требований;

в) проконтролировать, насколько однозначно определены в технической документации заказчика требования к изделию;

г)    договориться с заказчиком по всем вопросам, касающимся изделия, его цены, условий поставки, ответственности заказчика;

д)   добиться включения всех этих данных в согласованный сторонами официальный контракт;

е)   приобрести у своих поставщиков материалы, изделия и услуги такого качества, которое позволяло бы выполнить требования проекта;  ж)   разработать технологию производства и методы управления, обеспечивающие изготовление продукции заданного качества;

з)   изготовить детали и изделия в соответствии с технической документацией и условиями, записанными в контракте;

и) если предусмотрено, предоставить заказчику свидетельство того, что заданный уровень качества достигнут, чтобы он мог принимать продукцию с минимальным дополнительным контролем;

к) поставить продукцию в договорные сроки;

л) принять на себя ответственность за качество поставленных товаров.

Поставщик в роли потребителя. Те руководители, которые столкнулись с необходимостью выполнения таких документов как, например, форма 181 отдела поставок и закупок управления ВМФ „Общие требования к обеспечению качества надводных военных кораблей новой постройки", не станут выяснят; вопрос о том, в какой мере можно свалить ответственность на своих поставщиков. Последняя редакция этого документа возлагает на генерального подрядчика ответственность за все детали и комплектующие изделия, которые он приобрел у своих поставщиков и субподрядчиков. Дело генподрядчика добиться, чтобы его поставщики могли удовлетворить поставленные требования, так же как он обязан удовлетворить требования своего заказчика.